Нужны новые имена. Завершился фестиваль "Музыкальный Олимп"

У фестиваля "Музыкальный Олимп", в шестой раз прошедшего в нашем городе, несмотря на соседство с другими пышными и торжественными проектами, сложился свои слушательский круг, появились рьяные поклонники. Ирина НИКИТИНА, автор, организатор и директор этого фестиваля, сумела доказать скептикам, что неизвестные, никак не раскрученные исполнительские имена сегодня вызывают живой интерес, потому что именно с ними связывают меломаны свои надежды на новые интерпретации знакомых произведений, потому что молодость - это увлекательный поиск себя в гармонии с окружающим миром.

- Нынешний "Музыкальный Олимп" привез в Петербург 30 молодых исполнителей, недавно ставших лауреатами престижных международных соревнований или обладателями наград, присуждаемых юным музыкантам известными фирмами и финансовыми организациями, - говорит Ирина Никитина. - "Музыкальный Олимп" - не только конкурс, но и фонд. Этот фонд впервые в нынешнем году совместно с Петербургской консерваторией провел конкурс молодых композиторов и определил победителя, чье сочинение было исполнено на фестивале.

Фестиваль отличал весьма высокий исполнительский уровень. Но и на этом уровне можно выделить несколько человек. Это шестнадцатилетний скрипач из Армении Сергей Хачатрян и финский пианист Хенри Сигфридсон - тот и другой вызвали у публики потрясающую реакцию.

- Как вы отбираете участников для своего фестиваля?

- Практически всех отбираю сама. Очень хорошо знаю, что иногда вторая премия намного интереснее первой, поэтому доверяю не документам, а своим ушам и своему профессиональному чутью. Самое важное для меня - исполнительский потенциал, задел на будущее. Сегодня музыканты поставлены в очень тяжелые условия. Выносливость становится одним из обязательных качеств артиста. Современный музыкант должен сегодня играть в Токио, а завтра в Оттаве. Карьера делается именно так - это наша сегодняшняя реальность. Отнюдь не все таланты могут выдержать такой марафон. Я прекрасно понимаю, что гениальный Софроницкий этого не выдержал бы. Как может сочетаться в молодом человеке утонченность и выносливость? А именно такой тип востребован временем. Возвращаясь к вопросу, скажу, что ежегодно сама посещаю не менее десяти конкурсов. Плюс к этому учитываю мнение людей, которым доверяю. Наш фестиваль стал уже достаточно известен, и молодые музыканты иногда сами дают о себе знать, присылают записи. Так у нас появился американский дирижер Дориан Уилсон, с которым петербуржцы познакомились в этом году.

- Но все же это, наверное, страшно - привозить исполнителей, чьи имена еще никому не знакомы?

- Это риск, но рисковать надо. Нас очень неплохо посещают. На концертах в Эрмитажном театре были не просто аншлаги - переаншлаги. В Филармонии народу было меньше, но этим я сама займусь на будущий год. Ведь гораздо проще поставить в афишу известное имя и знать, что зал будет полон. Но я уверена, что слушатель сегодня хочет новые имена, его интересуют новые тенденции, а для удовлетворения этого интереса надо работать. Россия, к сожалению, живет сегодня вчерашним днем. И очень мало знает, что происходит в музыкальной жизни Запада, кто там на самом деле звезда, а кто - извините - "пенсионный фонд".

- На пресс-конференции, предшествовавшей вашему фестивалю, Леонид Евгеньевич Гаккель, заместитель художественного руководителя Филармонии говорил о заметном сегодня кризисе исполнительства. Вы согласны с таким утверждением?

- Кризис исполнительства связан с кризисом востребованности. Агрессивная коммерческая политика в области культуры привела к потере большого слоя интеллигентного слушателя. Изысканный вкус не подпитывается новыми впечатлениями - круг выступающих на филармонической сцене один и тот же, за годом год. Новые имена и исполнительские тенденции к нам сюда попросту не доходят, их не на что купить. А они есть. Ну кто бы мог себе представить, что альтовый Концерт Шнитке может прозвучать так, как у Дануты Васкевич? Уверяю вас, весь зал Эрмитажного театра слушал, затаив дыхание. Кому известно это имя? Наверняка, никому. Это я опять к тому, что надо рисковать, ничего не бояться, искать и, безусловно, находить новые имена, которые и преподнесут нам новые идеи. Надо позволить эти идеи высказать.

 

Автор: Анна АЛЕКСАНДРОВА Издание: Санкт-Петербургские Ведомости Дата: 15.06.2001