13 февраля 2014

Венский филармонический оркестр дал гастрольный тур в Москве / Бурятия №14 от 04.02.14

Автор - Роза Булытова, собкор газеты "Бурятия" в Москве.

В конце ноября 2013 года в Москве произошло ошеломляющее событие. Любой любитель музыки вправе позавидовать московским меломанам, которые испытали в 4 вечера счастье услышать легендарный Венский филармонический оркестр, исполнявший все девять симфоний гениального  немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Уникальность события трудно оспорить. Москвичи наслаждались сверхэталонным исполнением самого знаменитого, самого старейшего оркестра, основанного в 1842 году, и самого дорогого оркестра мира. Это единственный оркестр, в котором играют лучшие музыканты и единственный коллектив, который  выбирает себе дирижера на определенный срок.  Оркестр работает без главного дирижёра, имея при этом, помимо гастролёров, несколько приглашённых дирижёров. Такое право оркестр имеет издавна, и дирижер, который имеет счастье руководить этим знаменитым оркестром, пользуется почетом до конца своей жизни.  

Венский филармонический оркестр ежегодно проводит традиционный Новогодний концерт в Musikverein, в Золотом зале Венской филармонии, который транслируется по телевидению на весь мир.  Венский филармонический оркестр за последнее десятилетие побывал в России трижды с разными программами. Нынешний приезд легендарных "венских филармоников"— особое событие музыкальной жизни Москвы. Знаменитый оркестр впервые дал подряд четыре концерта, в которых сыграл все симфонии  Бетховена,  в 15-й раз за славную историю старейшего коллектива.

Уникальные гастроли были организованы фондом "Музыкальный Олимп", президентом которого является Ирина Никитина, знаменитый музыкант и талантливый продюсер. На сцене Концертного зала им. Чайковского Московской филармонии Венский филармонический оркестр под управлением самого модного дирижера Европы, худрука Байройтского фестиваля Кристиана Тилемана в четырех концертах исполнил все девять симфоний Людвига ван Бетховена. «Такого музыкального события в нашей стране еще не было, — рассказала на пресс-конференции Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп». — Оркестр Венской филармонии — действительно один из лучших оркестров мира, а симфонии Бетховена не только составляют важный этап развития симфонической музыки, но относятся к самым великим достижениям мировой культуры. Услышать все симфонии в подобном исполнении — редкая возможность, которую нельзя упустить». 

Концерты венских музыкантов вызвали невероятный ажиотаж, все четыре вечера Концертный зал был переполнен, на входе толпа жаждущих наперебой спрашивала лишние билеты. И действительно, слушатели испытали чувство счастья, подаренное Венским оркестром надолго.

В первый же вечер исполнялись Четвертая и Пятая симфонии, Венский оркестр сразу же с первых звуков мягкого глубокого звучания показал высочайший класс оркестровой исполнения. Просто поражает идеальная интонация, тембровая красота оркестра и высочайшее мастерство солистов оркестра. Кстати, в коллективе до недавнего времени играли только мужчины, и сейчас в оркестре из ста музыкантов всего пять девушек. Этот факт тоже особенность "венских филармоников".

В первый день на сцене Концертного зала имени Чайковского были представлены симфонии  № 4 и № 5, во второй – № 6 и № 7, еще через день –  симфонии  № 1, № 2 и № 3, а в финале цикла – № 8 и № 9. Первостепенное значение в этой «драматургии» мини-циклы внутри полного бетховенского цикла уделяется центру, затем идет обращение к истокам, а апогеем композиции стала Симфония № 9, созданная композитором уже при полной глухоте. Последняя симфония  Людвига ван Бетховена создала новую форму симфонии. В ее финале звучит ода «К радости» на слова поэта Фридриха Шиллера —  в симфонии звучат голоса наряду с инструментами. В заключительном вокальном эпизоде оды «К радости» хор величаво поет «Обнимитесь, миллионы».

В  концерте  в оде солировали Сун Янг Сео (сопрано, Южная Корея), Светлана Шилова (меццо-сопрано, Россия), Майкл Кёниг (тенор, Германия) и Роберт Холл (бас-баритон, Нидерланды) в сопровождении хора Академии хорового искусства им. В. С. Попова. 

Исполняя Бетховена скрупулезно, подчеркивая жесткие акценты, не снижая градус серьезности, дирижер Тилеман добивается должного эффекта, заставляя публику поверить ему. Кристиан Тилеман дирижирует все наизусть, жесты скупы, но невероятно пластичны.  Исполнение каждой симфонии стало настоящим откровением и катарсисом этой симфонической тетралогии.

Четыре дня абсолютного музыкального праздника и всеобщей радости москвичей настолько наполнили эмоциями всех, что наверняка запомнятся на всю жизнь. Такое событие не забывается!