15 ноября 2013

Событие недели. Музыка. Рекомендует Петр Поспелов / "Ведомости" от 15.11.2013

Венский филармониче­ский исполнит в Москве все симфонии Бетховена

Не успели мы перевести дух после захватывающих выступлений амстердамского Концертгебау, как в Москву едет другой знаменитейший европейский оркестр, оспаривающий право голландцев на первую строчку в мировом рейтинге.

Венский филармонический к нам приезжает не впервые: он был в СССР с Гербертом фон Караяном, в новые времена выступал с Валерием Гергиевым. Шесть лет назад венскими филармониками дирижировал у нас Даниэль Баренбойм. Теперь же они приедут под началом новой звезды — Кристиана Тилеманна.

Предстоящие гастроли обещают стать событием исключительным уже в силу своего формата.

Обычно оркестры-гастролеры дают в Москве один-два концерта. Венцы дадут четыре.

Обычно дирижеры стараются разнообразить программы, объединяя композиторов разных школ и эпох. Венцы будут играть только Бетховена — все девять его симфоний.

Это похоже на академический проект, который надо воспринимать как единый замысел — один концерт в девяти отделениях.

Каждый уважающий себя оркестр старается исполнить и записать полный цикл бетховенских симфоний. Венский филармонический сделал это уже шесть раз: с Карлом Бемом, Леонардом Бернстайном, Хансом Шмидтом-Иссерштедтом, Клаудио Аббадо, Саймоном Рэттлом и вот — с Кристианом Тилеманном. Поэтому мы услышим результат давно проделанной и многажды повторенной работы: в своем комплекте дисков Тилеманн объединил записи, сделанные с Венским филармоническим в их постоянном зале — Музикферайне — в 2008-2010 годах. А перед Москвой они еще поиграют бетховенские симфонии в ходе азиатского тура, причем только в Токио, как и у нас, сыграют весь цикл целиком.

Венский филармонический — оркестр, гордящийся самостоятельностью: все свои дела, творческие и административные, оркестранты решают сами, а главного дирижера у них нет уже восемьдесят лет. Зато они имеют возможность приглашать кого хотят. Выбор Кристиана Тилеманна удивления не вызывает: 54-летний дирижер сейчас нарасхват, и не только на концертной сцене, но и в опере: слушатели Вагнеровского фестиваля в Байройте давно уже так никем не восторгались.

Кристиана Тилеманна любопытно сравнить как раз с Даниэлем Баренбоймом, под чьим управлением венцы приезжали к нам в 2007 году. Если Баренбойм — гражданин мира, эталонный космополит, то у Кристиана Тилеманна репутация почвенника, правого консерватора и националиста, молящегося на великие традиции немецкой культуры. Однако это скорее клише. Он один из самых одаренных и образованных дирижеров, исследователь и вообще абсолютно современный человек. В его интерпретациях чувствуется далеко не только опора на предшественников, но и знание позднейших практик — особенно исторического исполнительства, что мы, несомненно, услышим и в трактовке бетховенского цикла.

Концерты Венского оркестра в Московской филармонии представляет фонд«Музыкальный Олимп», вернувшийся после череды молодежных и джазовых проектов к фундаментальной классике. А произведения Бетховена распределятся по концертам так, что в каждой программе популярную симфонию дадут в обойме с менее играемой: суровую Пятую, в которой судьба стучится в дверь, подготовит изящная Четвертая, гордую Седьмую сыграют после«Пасторальной» Шестой, на разогреве у «Героической» Третьей выступят сразу две ранние симфонии — Первая и Вторая, а введением в циклопическую Девятую с хоровой«Одой к радости»(в которой к венцам присоединятся московская Академия хорового искусства и интернациональный квартет певцов) послужит лучезарная Восьмая.

Хоть Бетховен и звучит в наших залах постоянно, выслушать за короткий период времени все девять симфоний получается далеко не часто. И гастроли Венского филармонического оркестра — далеко не худшая для этого возможность.

http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/11/15/34241