12 ноября 2013

Президент фонда "Музыкальный Олимп": о музыке, музыкантах и капризах звезд

 - Ирина, является ли организация концертов классической музыки бизнесом? Большинство промоутеров, которые занимаются не жесткой попсой, утверждают, что это хобби, способ провести время, помогает свести концы с концами, и не более того.

 - Музыка нематериальна. Изоискусство - да. А музыка нет… Концерт - это духовный момент. Когда вы выходите из концертного зала у вас такое ощущение, что вы там наслаждались эмоциями. Ваш эмоциональный дух настроен очень высоко. Нельзя его оценить материально.

Если говорить об организации концертов классической музыки, то это действительно не может быть бизнесом ни в России, ни за рубежом. В основном все это существует на дотации государства спонсорский пакет, меценатство и другую помощь. Все большие зарубежные концертные организации, как Carnegie Hall, например, или театры, как "Ла Скала" или "Дойче Опера", получают дотации от министерств культуры и огромные пакеты спонсоров. Если вы окажетесь в Нью-Йорке, в "Метрополитен Опера", вам бросится в глаза огромная доска с именами доноров. Они совершенно безвозмездно дарят деньги на развитие театра. Там есть золотые, серебряные и пожизненные доноры. Они заботятся о том, чтобы театры и оркестры могли себе позволить творческую жизнь.

 - Ирина, давайте попробуем рассуждать. Существует определенное количество мест в зале. Предположим, 2000. И фиксированная стоимость билетов. Предположим, 1000 рублей за место. Итого максимальные продажи составляют 2млн. руб. Откуда взялись представления, что музыканты и промоутеры могут рассчитывать при организации концерта на суммы сверх этих условных 2-х млн. руб.?

 - А теперь давайте посчитаем, сколько стоит аренда концертного зала, реклама концерта, сколько процентов от продажи билетов берут себе компании по продаже билетов, сколько стоит привезти коллектив, авиаперелет, гостиница, трансфер, райдеры и т.д. Если говорить не о поп-звездах, без спонсоров никак не обойтись, и это нормальная практика для классической музыки.

С чего в России, бедной стране, билеты на концерт стоят таких денег? И почему звезды привыкли получать в России гонорары в три раза выше, чем за рубежом? В залах такой же вместимости за рубежом звезды получают свои обычные, прогнозируемые деньги. Но получая звонок от концертного менеджера из России, менеджеры звезд считают нужным называть заоблачные гонорары.

 - Как сложилась такая, скажем откровенно, ущербная модель музыкального бизнеса?

 - Конец 90-х, олигархические вечеринки, привычка олигархов срывать звезд с гастролей и платить неустойки за срыв их графиков театрам и продюсерским центрам. Это были суммы, которые ни театры, ни сами артисты никогда в жизни раньше не видели.

У меня были случаи, когда артисты запрашивали двойные и тройные гонорары. Со мной сложно потому что, работая много на Западе, я хорошо знаю их стандартные суммы вознаграждений. Когда пытаешься выяснить у менеджеров артиста, в связи с чем они считают возможным запрашивать такие суммы, они ссылаются на цены других артистов. Ему же заплатили столько, почему мне нельзя столько же?

Аппетит артистов был не только удовлетворен, но и испорчен и перекошен. Сейчас, пожалуй, настало время исправления тех перекосов, которые сложились в 90-е.

 - Есть мнение, что невозможно собрать зал поп-артисту, если СМИ не упоминают его имя по 50 раз в день на протяжении полугода. Справедливо ли то же самое для классических исполнителей?

 - Умных, образованных людей количество упоминаний в прессе не может поразить. Мы хорошо понимаем, что количество упоминаний в прессе может быть просто-напросто куплено. Меня это не убеждает.

 - По московской практике нет особого смысла пиарить концерты классической и джазовой музыки в Московском Международном Доме Музыки. Там и так хорошая собираемость. Заинтересованные зрители внимательно следят за афишей Дома Музыки и сами для себя выбирают концерт. Может быть, дело именно в этом? Хорошие концерты в хорошем месте? И вопрос решен?

 - Соглашусь. Если я приезжаю в Нью-Йорк, мне в голову не придет искать глазами на улицах города билборды с рекламой концертов в Carnegie Hall. Все знают о Carnegie Hall, и дополнительной наружной рекламы не требуется. Если бы такие билборды появились на Madison Avenue, все бы здорово удивились. Это не только не нужно, но и крайне некультурно.

Если проходят фестивали, например, зальцбургский, то весь город становится на время гостеприимным домом для участников и гостей, и весь город украшен визуальными символами. Но это специфика конкретно этого фестиваля в конкретно этом городе. Это давняя сложившаяся традиция.

Я не очень доверяю наружной рекламе при организации концертов классических исполнителей, потому как вижу насколько она бывает неправдивой.

 - Существуют ли капризы звезд классической музыки?

 - Конечно! И классической, и джазовой. У нас была пара замечательных случаев. Когда приезжала Дайана Кролл, у нас было много работы. Менеджмент артистки сообщил, что Дайана бросила курить. И это значит что ни в гостинице, ни в номере, ни в лобби, ни на ресепшн, она не должна ощутить запаха табака, ни одна пачка сигарет не должна попасться ей на глаза. Мы как организаторы должны были это проконтролировать.

Большая дискуссия была по поводу минеральной воды в номере. Такая-то химическая композиция, столько-то магния, столько-то калия. Мы искали такую воду под заказ, а перед самым приездом химическая композиция потеряла актуальность, потому что возникла тема с гладильной доской.

Менеджмент заявил, что Дайна всегда путешествует с большим запасом одежды. У нее должна быть большая вешалка, у артистки 40 комплектов одежды, и никто до последнего момента не знает, что девушка наденет на выступление. И еще должна быть уникальная гладильная доска с несколькими видами поддувки, режимами пара и пр. К ней нужны профессиональные гладильщицы. Это был 2005 год, мы тогда еще не слышали о столь сложной бытовой технике. И главное – где найти и как обучить этих профессиональных гладильщиц.

Доску нашли в Германии, привезли за 3 дня до концерта.

 - При этом Дайана Кролл давно не доказывает себя, и находится в состоянии полной расслабленности и в жизни, и на сцене. Часто не отрабатывает концерты.

 - Да, Дайана оказалась очень простой канадской девочкой. Она сама про себя так и говорит: "I am a Canadian village girl". Она оба концерта отработала в джинсах и кожаной куртке, кстати. Звезду из нее пытаются делать ее менеджеры, раздувая значимость и как следствие гонорары. На самом деле ничего такого там нет.

А дискуссия о подушках Лучано Поваротти? Во всех гостиницах и во время перелетов ему нужен один уровень сидячих и лежачих поверхностей. Мы, где нужно, подпиливали ножки кровати в гостиницах, чтобы было пониже, а где нужно, в автомобилях подкладывали подушки, чтобы было повыше.

Таких историй было много.

 - Соглашаетесь ли вы на работу с артистом, если он вам неприятен? Если вы не согласны с его человеческой позицией?

 - Я стараюсь работать с артистом, у которого социально-активная и гражданско-позитивная позиция. Это мое исключительное правило. Я верю в то, что артист со сцены транслирует энергию, либо позитивную, либо негативную. Гений и злодейство очень даже совместимы. Для меня важна чистая энергия артиста.

 - Можете ли вы заставить себя влюбиться в артиста?

 - У артиста должны быть талант, харизма и светлая энергия. Это три базовые отправные составляющие. Если артист покоряет меня с первой секунды, значит, он покорит и зал, который я под него собираю. Светлая энергия – самое главное.

 - Как музыка воздействует на людей? Может ли она оказывать влияние на человека?

 - Абсолютно точно, что музыка важна для социальной среды. Музыка может манипулировать людьми и создавать совершенно разные эмоциональные состояния.

Люблю такой убедительный пример. Представьте себе, что Папа Римский стоит на балконе и машет рукой проходящим внизу страждущим. Поставьте фоном успокаивающую приятную музыку. В этот момент, соединив картинку и музыку, вам покажется, что он вас благословляет. А теперь включите Вагнера под ту же картинку. Вам покажется, что он призывает вас к активным действиям. А при этом никаких слов Папой сказано не было, заметьте. Вашими эмоциями всецело руководит музыка.

Доказано, что под громкую музыку люди покупают больше алкоголя, потому что организму нужны резервы, чтобы перекричать этот шум. Один из экспериментов был поставлен в баре в Нью-Йорке. На три дня они заменили техно и диско на классическую музыку. Продажи алкоголя тут же упали.

 - По вашему опыту, классическая музыка для седых голов?

 - Не согласна. Скорее, седые головы заметны на дорогих местах. В залах всегда много молодежи.

 - Почему происходит противопоставление богатых и интеллектуальных людей? Разве заработанные капиталы не являются прямым следствием хорошо развитого интеллекта?

Классическая музыка для всех. Она очень полезна для развития от стадии эмбриона до становления человека. Классика структурирует и развивает мозг,  попадая непосредственно через ухо в подсознание, не нуждается в переводе на уровень слов. И сразу же эмоционально и духовно воздействует на вас.

Совершенно не важно, какая прослойка получает музыкальное образование. Важны понятия вкуса. Важно представление о гармонии, о красоте звучания и силы воздействия искусства. О так называемой внутренней культуре.

http://russia.tv/article/show/article_id/17873