01 августа 2000

Бал в Царском

Дворец Екатерины Великой принимает гостей бала, посвященного королю вальсов

В тот светлый майский вечер на подъезде в тихий, хранящий очарование аристократического 18-19 века Пушкин заметно оживилось движение. Вместо привычных туристических автобусов в сторону Екатерининского дворца катили Мерседесы, БМВ, Ауди.

К воротам парка направлялись дамы в шелках и бриллиантах, мужчины в строгих смокингах. Как только они ступали на красную дорожку, духовой военный оркестр в киверах, с золотыми аксельбантами приветствовал гостей. Ковровая дорожка делала зигзаг, так что взорам открывался вид на пруд у подножия дворца и парк. Официанты подносили шампанское, а хозяйка в золотистом платье и собольем паланкине встречала всех у входа во дворец. Санкт-Петербургский фонд "Музыкальный Олимп", возглавляемый известной пианисткой Ириной Никитиной-Хефлигер, предваряя открытие своего фестиваля, второй год подряд давал роскошный благотворительный бал памяти Иоганна Штрауса.

В этом году гостям г-жи Никитиной, среди которых была деловая, общественная и культурная элита Петербурга и Москвы, Австрии, Германии, Швейцарии, Англии, США, Франции и других стран (билеты стоили до 1000 долларов), посчастливилось стать участниками вполне исторического события - это был, кажется, первый и уж наверняка последний в 20-м веке бал в парадном зале Екатерининского дворца-музея, где некогда великая императрица и ее самодержавные внуки устраивали празднества, поражавшие своим великолепием.

Столы были накрыты, как сказали бы в Екатерининские времена, сотни на три "кувертов" и изысканно декорированы "Потель и Шабо": в центре возвышались чаши ваз на тонких изящных ножках, россыпь золоченого горошка и чечевицы по скатерти, перетянутой золотыми лентами с розами, обегала приборы, блюда, книжечки меню и фишки, приготовленные казино "Премьер" для каждого гостя. Сами означенные в меню блюда демонстрировали высокий стиль кулинарного искусства - от крема из артишоков в яйце до голубого сорбэ, своеобразного "антракта" между закусками и основным блюдом - филе по-суворовски.

Бал открывали член правительства Вены Фред Вавроусек и вице-губернатор Петербурга Владимир Яковлев, почетный председатель Комитета по проведению Бала Штрауса Никита Михалков. Каждому из них попадал в руки золотой бальный мяч (от которого и произошло само слово "бал" в 15-м веке). Ведущие - Виталий Гордиенко и Сергей Мигицко - предстали перед публикой как распорядители балов 18-го и 19-го века. Их комментарий знакомил гостей с традициями и хрониками, посвященными праздникам времен Екатерины и Александра.

В память австрийского короля вальсов, устроители объединили в программе традиционный венский бал и пышность российского имперского прошлого. Веселые венцы, любители танцев, давно уже экспортируют свой бал в 20 стран мира - выход дебютантов в первом по бальному ритуалу полонезе стал сигналом начала танцев в Царском селе.

Кое-что было воссоздано специально для гостей штраусовского бала по дворцовым хроникам и мемуарам: выход Ея Величества в менуэте, пантомимический балет "Апполон и Дафна" в хореографии Гранже, представленные в этом зале к десятилетию воцарения императрицы 228 лет назад и, наконец, вальс в традициях времен правления Александра I. Гости смогли попробовать свои силы в котильоне вместе с приглашенными профессионалами. Танцы по ритуалу завершала искрометная полька.

Всякий великосветский бал непременно имел изюминку. На штраусовском бале этого года сюрпризов было сразу два - выступление шестнадцатилетней скрипачки из Японии Саяки Седзи, одной из бесспорных фаворитов самого фестиваля "Музыкальный Олимп", и дефиле моделей Мэри МакФедден, почетной гостьи бала, знаменитого американского фэшн-дизайнера, которая одевает в вечерние туалеты звезд Голливуда и политический бомонд Соединенных Штатов.

Среди сюрпризов были также благотворительная лотерея, подарки от города Вены и бальная почта, одно из самых приятных развлечений, изобретенное, чтобы на балах легко можно было заводить знакомства. Все гости еще до начала получили номера, которые прикреплялись на вечерний туалет; на столах лежали блокноты и ручки - свернув записочку и вложив ее в приготовленные бумажные сердечки, гости вручали их прелестным девушкам в платьях сентиментальной эпохи "Бедной Лизы" Карамзина.

В финале публика переместилась из главного зала дворца на Камеронову галерею, где были разложены игорные столы и удачно поставленные фишки приносили выигрыш - тонкие вина и сладкие ликеры. Когда же гости вышли на террасу галереи с видом на дворец, чтобы отведать кофе с ликерами и птифурами и выкурить ароматную сигару, ночное небо и темную гладь пруда взорвали яркие огни фейерверка. Весь воздух царскосельского парка заполнила изумительная музыка Штрауса - увертюра к оперетте "Летучая мышь". Салют озарил небо, раскрывая купол фантастических живописных картин прямо над террасой. Гармония музыки, природы, блеск и игра огней стали завершающим аккордом этого необыкновенного торжества.

Средства от Бала фонд "Музыкальный Олимп" направляет на восстановление вокзала в Павловске и воссоздание традиции летних концертов и фестиваля памяти Иоганна Штрауса, 10 лет работавшего в Северной Пальмире. В будущем году гостей бала ждут новые незабываемые впечатления.

 

Автор: Катя Фези Издание: Дата: 01.08.2000