13 июня 2000

Бал как средство обустроить Россию

ТЩАНИЕМ ИРИНЫ НИКИТИНОЙ В Петербурге во второй раз прошел Венский благотворительный бал. Никитина - пианистка, дочь известного виолончелиста, профессора Консерватории Анатолия Никитина, а кроме того, - жена Михаэля Хефлигера, директора музыкального фестиваля в Люцерне. Вот уже пять лет Ирина проводит фестиваль "Музыкальный Олимп", на который съезжаются новоиспеченные лауреаты всевозможных музыкальных конкурсов, "Олимп" организован отменно: благодаря профессиональным знаниям и серьезным бизнес-связям Никитиной, ее детище функционирует, как швейцарские часы.

В прошлом году она решила украсить свой фестиваль еще и балом. За образец были взяты знаменитые февральские балы в Вене. К тому же, по случаю 100-летия со дня смерти короля вальсов, 1999-й был объявлен всемирным годом Штрауса, который, кстати, не раз приезжал в Петербург и даже посвятил этому городу несколько произведений. Бал стал продолжением "олимпийского" концерта в Большом зале Филармонии. После концерта публика перешла через площадь - в Музей этнографии, чей знаменитый Мраморный зал (зал Александра Ш) на этот вечер был отведен для ужина и танцев. Топографические удобства имели и оборотную сторону: именно в Мраморном зале в последние годы проходят гражданские панихиды по знаменитым петербуржцам (там прощались с Галиной Старовойтовой, Михаилом Маневичем и другими). Ни музыка Штрауса, ни дефиле нью-йоркского дизайнера Мэри МакФедден, ни речи почетного председателя бала Никиты Михалкова, ни даже присутствие Рэйфа Файнса и Лив Тайлер (приехавших в Петербург на премьеру своего "Евгения Онегина") так и не смогли до конца победить мрачноватую атмосферу этого величественного зала.
В этом сезоне, учтя прошлогодний опыт, бал решили проводить в царскосельском Екатерининском дворце. Приехав сюда из пыльного города, гости в смокингах и кринолинах попадали на ковровую дорожку, расстеленную прямо на аллее регулярного парка.

На крыльце гостей встречала сама хозяйка бала в туалете от МакФедден, специально заказанном для этого случая, - декольтированном платье с юбкой на манер древнеегипетских одеяний и полупрозрачным расшитым лифом цвета папируса, поверх которого был накинут соболий палантин тех же пастельных тонов. Среди гостей были принц Саксонский г-н фон Кобург, посол Австрии в России д-р Цеде, Кеннет Пушкин, праправнук поэта, а также главы петербургских представительств крупных европейских фирм и авиакомпаний. Роль почетного председателя бала, как и прошлый раз, исполнял Никита Михалков.

Через анфиладу парадных залов (включающую восстанавливаемую сейчас Янтарную комнату) гости прошествовали в Большую галерею (или Тронный зал), где и были сервированы столы для ужина, окружавшие полукольцом пространство для танцев. В основу сценария режиссер Александр Петров положил свои изыскания в бальной науке и превратил конферанс в лекцию о правилах этикета. Просветительскую миссию выполняли также реконструированные фрагменты балов екатерининского и александровского времен, сцены из балета "Аполлон и Дафна" и настоящий котильон (тот самый, в который Онегин звал Ольгу на именинах Татьяны). Аутентичные затеи перемежались игрой японской скрипачки Саяки С’’дзи в сопровождении оркестра под управлением австрийского дирижера Уве Таймера и показом очередной коллекции моделей Мэри МакФедден. В коллекции обыгрывались те же египетские и византийские мотивы, что и в наряде г-жи Никитиной, хотя сама МакФедден в чрезвычайно открытом белом платье вызвала воспоминания скорее о Риме периода упадка.

Блеск традиционного имперского искусства - фейерверков - продемонстрировали лучшие петербургские мастера потешных огней - "Петергофские пиротехнические дворы". На этот раз была выбрана идеальная точка. По парку гости проследовали в Камеронову галерею, откуда открывается превосходный вид на большой пруд. С противоположного берега пруда и взлетали в воздух огненные хризантемы и гвоздики.

Венский бал был благотворительным - сбор от билетов и выручка от лотереи пойдет на восстановление знаменитого Vаuхhаll’’а - концертного зала Павловского вокзала, описанного, в частности, в "Идиоте".

За пару часов до фейерверка Никита Сергеевич Михалков отчего-то начал свою речь воспоминаниями о том, что "в этом городе в хоккей мы уже проиграли". Может быть, с балами и концертами нам повезет больше.

 

Автор: Дмитрий Циликин Издание: Итоги Дата: 13.06.2000