20 июня 2001

А Гергиев уехал в Баден-Баден. "Музыкальный Олимп" номер шесть

"Парад победителей" - так сформулировала идею "Музыкального Олимпа" Ирина Никитина, приступая 6 лет назад к строительству нового фестиваля. Идея и впрямь оказалась богатая: ежегодно привозить в Питер лауреатов самых престижных исполнительских конкурсов и предоставлять им редкостную возможность выступить в Большом зале Филармонии с лучшими питерскими оркестрами.

К участию в фестивале допускались лишь обладатели Гран-при и первых премий; никто не мог быть приглашен на ?Олимп? во второй и третий раз.

Жизнь, впрочем, внесла свои коррективы в первоначальную концепцию: выяснилось, что по-настоящему яркие молодые музыканты, включаясь на заре туманной юности в конкурсные марафоны по всему свету, становятся лауреатами несколько раз кряду и, следовательно, получают дополнительные основания быть приглашенными на "Олимп".
Бесспорно, как у каждого серьезного мероприятия, и у "Олимпа" есть проблемы: например, найти действительно хорошего молодого дирижера, способного профессионально провести концерт с разными солистами, очень непросто. Дирижеры ?вообще товар штучный, да и специфика профессии такова, что музыкант полностью раскрывается в ней лишь к зрелым годам. Потому-то дирижерские конкурсы в мире проводятся куда реже, чем, скажем, конкурсы пианистов и скрипачей: трудно набрать достаточное количество перспективных участников. Возможно, по этой причине на ?Олимпе? прочно обжились два лауреата последнего прокофьевского конкурса ? Туган Сохиев и Александр Сладковский. Оба выпускники Петербургской консерватории и в 1999 году разделили одно призовое место на двоих.
В этом году каждый провел на "Олимпе" по концерту. Причем для Тугана его выступление в БЗФ стало заодно и выпускным экзаменом ? он заканчивал пятый курс, и в зале сидело строгое жюри из числа профессоров и преподавателей консерватории. К слову, Туган уже стал главным дирижером симфонического оркестра у себя на родине, во Владикавказе; земляк Валерия Гергиева, он чем-то напоминает его: быть может, темпераментной манерой дирижирования и покоряющей непосредственностью, спонтанностью трактовок.
Александр Сладковский, окончивший курс симфонического дирижирования в классе Владислава Чернушенко, ? музыкант в совсем ином роде: сдержанный, точный, взрослый. Концерт в Эрмитажном театре провел очень ровно ? при том, что задача ему выпала непростая: аккомпанировать пятерым солистам, играющим разностильную музыку ? от Шнитке до Пьяццолы ? да к тому же еще на разных инструментах.

В тот вечер блестяще исполненный леворучный Фортепианный концерт Равеля (солист ? Дункан Гиффорд, Австралия) сменялся заунывными "Цыганскими напевами" Сарасате (солистка ? Летисия Муньос, Испания), радостно-светлый альт-саксофон Корюна Асатряна оттенялся заунывным голосом бандонеона (род баяна) в руках Айдара Гайнуллина.

В этом году, кроме двух филармонических оркестров ? ЗКР и АСО ? и Камерного оркестра Эрмитажного театра "Санкт-Петербург Камерата", традиционно занятых на фестивале, завсегдатаи БЗФ имели возможность оценить на открытии "Олимпа" игру Молодежного оркестра Мариинского театра. Этот коллектив, созданный при театре 3 года назад, все чаще заявляет о себе и уже начал выезжать на гастроли. Как всегда, "Музыкальный Олимп" начался с исполнения увертюры Андрея Петрова "Виват, Олимп!", сочиненной специально для фестиваля по заказу Ирины Никитиной. Торжественные фанфары и общий гимнический строй сочинения, отсылающий к гармоническим формулам русского хорового канта, создали нужную для такого международного молодежного форума приподнятую атмосферу ? и дальше программа покатилась, как по маслу. Замечательный эстонский фортепианный дуэт Мати Микалай ? Кай Ратассепп, победители сложнейшего Мюнхенского конкурса ARD 2000 (конкурс германского радио и телевидения), по-пионерски бодро и задиристо исполнили двойной Фортепианный концерт Пуленка, сочинение весьма увлекательное по тематизму и свежее по языку.

Многообещающий румынский тенор Мариус Бренчиу, немного побарахтавшись в арии Энцио из оперы "Джоконда", благополучно выплыл и мягко закачался на волнах популярного Романса Неморино из оперы Доницетти "Любовный напиток". 16-летний Сергей Хачатрян, победитель Хельсинкского конкурса скрипачей, уверенно, хоть и немного по-школьному, "доложил" Скрипичный концерт Сибелиуса.

В этом году "Музыкальный Олимп" совершил довольно удачную попытку обогатить состав исполнителей за счет признанных корифеев. На фестивале впервые выступил Валерий Гергиев собственной персоной ? и чтобы это событие состоялось, за маэстро специально гоняли самолет финансовой группы Credit Suisse (спонсор концерта) в Баден-Баден, прямо в день концерта. А после концерта тем же манером доставили дирижера обратно.
Гергиев, прямо с трапа самолета да за дирижерский пульт ЗКР аккуратно проаккомпанировал молодой нидерландской виолончелистке Квирин Фирсен Концерт Шумана (музыкантша является стипендианткой того же Credit Suisse). Прямо скажем, никакими особенными достоинствами ее игра не блистала: так, средненький уровень. Во втором отделении Гергиев в своей всегдашней зажигательной манере продирижировал Пятой симфонией Прокофьева... Семь концертов, более 30 участников, именитые гости, съехавшиеся из стран Западной Европы, присутствие музыкальных критиков из влиятельных немецких и швейцарских изданий ? все вместе придавало мероприятию блеск, солидность и светскость. Не говоря уже о традиционном (прошел в 3-й раз) бале в Екатерининском дворце.

Взятая за основу модель венского бала как эталона "бальной" индустрии ? для чего из Вены были приглашены "бальные" специалисты, трудившиеся над устройством его вместе с питерским режиссером Александром Петровым, ? на сей раз создала в парке Царского Села увеселение для избранных поистине феерическое. Прототипом драматургии бальной литературно-музыкальной композиции стала "Летучая мышь" Штрауса: всем гостям раздали маски, граф Орлов держал речь, а дамы в кринолинах чинно приседали в книксенах на ступеньках дворца. После изысканного ужина и танцев в Тронном зале, перешли пить кофе на Камеронову галерею и уже оттуда наблюдали за пышным фейерверком, разразившимся над купами дерев и царскосельскими прудами глубокой ночью...

 

Автор: Г. Садых-Заде Издание: Культура Дата: 20.06.2001