25 ноября 2009

Дайана Кролл едва ли не единственная белая женщина, умеющая петь джаз.

Автор: Константин Черунов
Издание: Ваш Досуг №47 
Дата:25.11 - 6.12.09

Когда Барбра Стрейзанд решила после двенадцати лет перерыва выпустить новый альбом Love is the Answer, вопросов с выбором продюсера у нее не возникло. Барбра предпочла Дайану Кролл: «Это лучшее музыкальное сердце из поколения сорокалетних!» С ней полностью солидарен муж Дайаны, культовый рокер Элвис Костелло: «Это единственная женщина, которая знает о джазе все!»


Три «Грэмми», премия «Биллборд» — для кого-то это главные критерии успеха миссис Кролл. Затраты на визажистов, массажистов, японских поваров и корейских телохранителей, которые вдвое превышают суммы, потраченные на запись последнего альбома, — эти факты убеждают других.

Девочка из Найамо, забытого богом канадского городка, с раннего детства не признавала никакой музыки, кроме джаза. В то время как ее сверстницы сходили с ума по входящим в моду бойз-бэндам и панк-рокерам, она внимательно слушала Эллу Фитцджеральд и Луи Армстронга, на худой конец, бабушкину коллекцию Фрэнка Синатры. Когда ей исполнилось двенадцать, в классическом джазе не осталось мелодии, которой она не смогла бы напеть или наиграть на рояле.

«Можно научиться извлекать ноты — нельзя научиться играть» — эти слова Дайаны к ней самой не относятся. За пианино певица села в четыре года — вопреки воле родителей, считавших музыку не более чем забавой. Однако когда в пятнадцать девушка начала зарабатывать в клубах Лос-Анджелеса (куда перебралась практически нелегально) больше мамы и папы вместе взятых, те призадумались. Не беда, что Дайане пришлось приписать себе несколько лет, чтобы не иметь проблем с налоговой службой. Она планомерно покоряла Америку, а ее музыканты — профессионалы, годившиеся ей в деды, — смотрели на Кролл, как на богиню.

«Канада, что ни говори,—- провинция по сравнению со Штатами. Во всем, кроме хоккея». Когда для помощи в записи дебютной пластинки Only Trust Your Heart юная джазвумен обратилась к знаменитому продюсеру Томми Липума, он поначалу даже не хотел слушать демо-материал: «Белые не умеют играть джаз!» А в результате не только дал свое согласие, но и работал с Дайаной долгие годы. Злые языки утверждают, что она гораздо охотнее переделывает классику жанра, чем сочиняет собственные песни, потому что ей просто некогда. И куда больше времени проводит в фитнес-клубах и спа-центрах, чем за роялем. Певица действительно выглядит, как преуспевающая кинозвезда, но ни в коем случае не стесняется своей эффектной внешности: «Я — женщина!»

С этим утверждением солидарен и экс-президент США Билл Клинтон, большой ценитель всего прекрасного, отправивший ей персональное поздравление после второго «Грэмми». И назвавший ее лучшей джазовой певицей современности. Кстати, в борьбе за заветную статуэтку Дайана в тот раз обошла самого Сантану!

Ее последний на сегодняшний день альбом Quiet Nights — посвящение великому бразильскому композитору Антонио Карлосу Жобиму. Изобретатель босса-новы и автор, возможно, самых популярных мелодий века, Жобим всегда был любимейшим джазменом Дайаны. «Тихие ночи» — английское название одного из его хитов, который благодаря певице обрел современное звучание. Так же, как и самая известная его мелодия — «Девушка из Ипанемы»: в интерпретации Кролл она превратилась в The Boy from Ipanema.

Критики будущего обязательно упомянут Quiet Nights, когда будут говорить о джазе начала третьего тысячелетия. С этим альбомом Дайана Кролл и едет в Москву, про которую знает, что здесь холодные зимы и горячие сердца поклонников самой честной на свете музыки. «Я занимаюсь любимым делом. Джаз — это музыка моего сердца, которая позволяет мне выразить себя».