10 сентября 2010

Маэстро дисциплины

Издание: Коммерсантъ Weekend
Дата: 10.09.2010
Автор: Сергей Ходнев
 
Андраш Шифф, одна из крупнейших фортепианных знаменитостей мира,— музыкант совсем не такого плана, как, скажем, завоевывающие нынче все больше наград и контрактов азиатские виртуозы с их бодрым "быстрее-выше-сильнее". Но и к нашему почтенному стандарту большого пианиста как мастера открытой эмоции и личностного высказывания он тоже не слишком близок. Держится в основном в рамках репертуара от Баха до Шумана, причем любит при этом исполнительские проекты масштабные, но основательные и вдумчивые, как научная монография. Достаточно вспомнить его поездки по миру с исполнением всех сонат Бетховена, причем чувствовалось, что сыграть все 32 сонаты в аккуратном хронологическом порядке ему нужно не ради рекорда, не ради количества, а ради совершенно особого качества, которое именно при таком подходе ему в этой музыке удается открыть.
 
Что характерно, иной раз он эти циклы проводил в довольно редком для преуспевающих пианистов формате "концерты-лекции". Его многотомное собрание бетховенских сонат потом неспешно выпускала и в записи компания ECM, что характерно, тоже лейбл, который держится наособицу и в агрессивные рыночные игры не играет (впрочем, фирм с громкими и престижными названиями в обширном каталоге записей Шиффа тоже хватает). Экспериментам с молоточковым фортепиано и прочим инструментальным антиквариатом он особого значения не придает, но все же звук обычного "Стейнвея" — слишком уж парадный, "генеральский" — демонстративно не любит, предпочитая за мягкость и певучесть инструменты фирмы "Безендорфер".
 
Вчуже кто-то, может быть, заподозрит, что при этом ученом имидже пианист и не предложит среднестатистическому слушателю ничего, кроме безукоризненной пресности и отдающего крещенским холодом рационализма. На самом деле это не так, чему свидетельством хотя бы вполне красноречивый перечень наград и отличий (включающий целых два "Грэмми"), да и степень его востребованности, в том числе и на самых дорогих и многолюдных фестивалях. Он умеет быть и интересным, и обаятельным, и по-своему глубоким, хоть от зрителя, правда, требуется нечто большее, чем рассеянно-поверхностное слушание. Причем требуется и самым буквальным образом: Шифф терпеть не может щелканье фотозатворов и телефонные звонки во время игры, вплоть до того что однажды, разозлившись на трель мобильника, попросту ушел со сцены. В его системе понятий это не "каприз примадонны" и не просто чистоплюйство, а совершенно рядовое условие нормального диалога со слушателем.
 
Ему, естественно, приходилось делить сцену и с важнейшими оркестровыми коллективами (впрочем, в последние годы он предпочитает выступать с собственным камерным оркестром Cappella Andrea Barca, причем и как дирижер), и со знаменитыми солистами (достаточно перечислить хотя бы певцов: Дитрих Фишер-Дискау, Петер Шрайер, Роберт Холл, Чечилия Бартоли), но в Россию он вот уже второй раз приезжает с сольной программой. На сей раз только в Петербург — срыв его планировавшегося весной концертного визита в обе столицы стал одной из неприятностей, которые меломанам доставило извержение исландского вулкана.