22 декабря 2010

Французско-румынская «Дуэль» в Москве

Автор: Олег Чилап
 
Год «Россия – Франция 2010» одновременно проводился в обеих странах и включал в себя свыше 350 различных мероприятий, в первую очередь нацеленных на предоставление дополнительных возможностей для диалога российского и французского общества посредством знакомства с менталитетом, историей и культурой другой страны. Поддерживая идею свободного диалога цивилизаций и культурного обмена, фонд «Музыкальный Олимп», который возглавляет Ирина Никитина, завершил 2010 год самой что ни на есть французской постановкой – музыкальным бурлеском французского дуэта «Дуэль»: пианиста Поля Стаикю и виолончелиста Лорана Сирада.
«Спектакль пролетел на одном дыхании и я уверена, что «Дуэль» не оставила равнодушным ни одного зрителя.  Кто-то подумал, что это здорово, для кого-то это был легкий шок, для других это стало просто открытием. Именно в этом заключается наша задача - представлять артистов высочайшего мастерства и таланта, способных тронуть сердца зрителей» - говорит президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина.
Спектакль в стиле кабаре был выбран Фондом не случайно, ведь именно во Франции этот жанр достиг уровня настоящего искусства и стал неотъемлемой составляющей французской культуры. Появившись в XIX веке, театры-кабаре мгновенно получили бурное развитие, завоевав армию поклонников, по достоинству оценивших атмосферу праздника и легкомысленности. А во французской столице – Париже – находится самое известное кабаре мира – Мулен Руж, которое до сих пор демонстрирует лучшие постановки с сотнями артистов и тысячами костюмов.
Спектакль «Дуэль» на протяжении многих лет не сходит с афиш парижского Театра комедии на Елисейских Полях. Его премьера состоялась в 2001 году в Марселе, и за девять лет артисты успели дать более 700 представлений и объехать с гастролями полмира. Среди стран, которые они посетили, США, Великобритания, Испания, Германия, Бельгия, Швейцария, Филиппины, Ливан, Венесуэла, Мексика, Сербия, Косово и Македония. Везде выступления проходили с огромным успехом и получали восторженные отзывы публики, коллег по цеху и критиков. И вот, наконец, – Россия. Сначала артистов принимал Санкт-Петербург, а потом им аплодировала Москва.
Это действительно здорово, когда жизнь предлагает тебе удивление. Французско-румынская «Дуэль» – одно из таких. Полтора часа на сцене московского Мюзик-холла француз-виолончелист Лоран Сирад, другой – румынский укротитель фортепиано Поль Стаикю прилюдно состязались- препирались-и-провоцировали друг друга на музыку и разное раздумчивое и весёлое шалопутство – и было это восхитительно.
Лоран – крупногабаритный, как и его инструмент, в образе постоянно-недовольного, но добродушного буки. Поль – невысокий егозливый непоседа и задира. Оба – блестящие музыканты, владеющие не только своими инструментами, но и самыми разнообразными стилями и направлениями – от кабаре до рэпа. И чего больше в их действе, искусно поставленном режиссёром Аньесом Бури, – музыки, драматургии, юмора, пантомимы или эксцентрики – я оценивать не возьмусь. Но…
Во время спектакля не возникает сомнений, что Виолончель свою Лоран давно приручил, и, как сформулировал персонаж его знаменитого соотечественника Сент-Экзюпери, – музыкант всерьёз отвечает за приручённого. С Виолончелью Сирад обходится то как джентльмен с леди, то как подросток с понравившейся ему ветреной девчонкой, то как любящий папашка с дочурой-игруньей, а порой – и вовсе как опытный мужчина с молодой возлюбленной.
Румын же с французским именем Поль настолько виртуозно жонглирует бемолями и диезами, что кажется, отбери у него его Фортепиано – он с неменьшим успехом и результатом станет играть на поверхности стола, по воздуху, по спине своего соперника-коллеги – музыка ощущается в отрывках его универсально-интернациональных реплик, в его жестикуляции, даже в недотёпистой походке его героя.
Жанр, в котором работает дуэт «Дуэль» – как заявлено в афише – музыкальный бурлеск. Но прежде всего это кабаре плюс авторская эквилибристика.
«Дуэлянты» – музыканты опытные, с многолетним стажем, а главное – с крепким базовым академическим образованием, что делает их спектакль высокопрофессиональным, а значит, и увлекательнейшим для людей с совершенно разными жанровыми пристрастиями. Жалко, что такие интересные, «штучные» артисты – кстати, хорошо известные в мире, – не знакомы нашей широкой публике: может, отечественный слушатель-зритель меньше тратил бы себя на штампованную масс-культуру. И хотя в наше время дуэли запрещены законодательством всех вменяемых стран мира, есть смысл следить за афишей – я настоятельно рекомендую в возможный следующий приезд к нам дуэта «Дуэль» не отказывать себе в удовольствии удивления секундантов-зрителей.