21 декабря 2010

Дуэль без правил

Издание "Петербургские старости"

Дуэль без правил

21 декабря 2010г.

А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

Кто сказал, что классическая музыка – это скучно? Совершенно точно, что этот человек еще не был на концерте двух французских виртуозов и больших оригиналов по имени Лоран Сирад (Laurent Cirade) и Поль Стаикю (Paul Staicu). Оба они являются классическими музыкантами с академическим образованием и несколькими престижными премиями, однако это обстоятельство вовсе не мешает им вытворять на сцене что-то невероятное. Свой творческий тандем они назвали «Дуэль», приглашая тем самым зрителей стать свидетелями изящного сражения на музыкальном языке между двумя друзьями. Недавний концерт необычного дуэта фортепиано и виолончели состоялся в Петербурге 15 декабря 2010 г. на сцене театра им. Комиссаржевской.

Заметим сразу: исполнители резвились на полную катушку. Они не только играли музыкальные пародии, но еще и пели, плясали, разыгрывали невероятные ситуации, строили друг другу козни, сражаясь за право быть лучшим. Иными словами, на суд публики был представлен не классический концерт, а скорее театральное представление, состоящее из маленьких скетчей на тему музыки. В этом спектакле двух актеров были и характеры, и сюжет, и нарастающая интрига, и неожиданная развязка. Казалось, что на сцене дурачились не взрослые заслуженные музыканты, а малые дети, которые выпустили джина сумасбродства из волшебной лампы.

В начале представления артисты разыграли совершенно кошмарную для любого музыканта ситуацию, когда во время исполнения всё идёт не по плану: инструмент не слушается, мешает внутреннее волнение, а товарищи по сцене либо бессильны помочь, либо тайно радуются такому позору. Удачная постановка этой забавной истории сразу настроила петербургскую публику на нужный лад: смех и аплодисменты нарастали с каждой новой сценкой. Надо отметить, что дуэлянтам прекрасно удается создавать на сцене многочисленные сложности для того, чтобы затем героически их преодолевать. Каждый скетч – хорошо продуманная неожиданность, не позволяющая зрителю даже на секунду отвлечься от увлекательного представления. Главный принцип – разнообразие во всём: инструментах, настроениях, музыкальных мотивах и сценических образах. Неизменной остается лишь виртуозная игра артистов.

Безусловно, незабываемой стала «Хабанера» из оперы Ж. Бизе в переложении для виолончели, фортепиано и… диджериду — древнейшего музыкального духового инструмента аборигенов Австралии. Приятное изумление также вызвала сценка из жизни голодного дикого Запада, в ходе которой виолончель стала главным «блюдом», а в качестве инструмента выступила обыкновенная пила-ножовка. А вот под звуки песни Lionel Richie “Say you say me” даже развернулся настоящий роман, включавший соперничество двух героев за внимание чудесной леди-виолончель. Уже в следующем скетче незадачливым ухажёрам пришлось иметь дело с последствиями – капризным «скрипичным» ребёнком. Таким образом, в формате одного спектакля прозвучали самые разные композиции, но как оказалось, классические музыкальные темы И. С. Баха, И. Брамса, Л. В. Бетховена и Э. Грига могут вполне мирно сосуществовать не только с мелодиями заслуженных Владимира Косма и Эннио Морриконе, но и сочетаться с нетленными хитами Bee Gees («Staying Alive»), Lou Reed («Take A Walk On The Wild Side») и Сarl Perkins («Blue Suede Shoes»).

Последний номер программы перенёс зрителей в палату гериатрического отделения, где пациент, страдающий нервозным тремоло, пал невольной жертвой обожающего рокабилли работника медицинской службы. Воистину, помирать, так с песней!

Глядя на все эти сложные и в то же время такие забавные взаимоотношения двух персонажей, невольно возникает ассоциация с постоянным соперничеством и противостоянием героев известного мультика «Том и Джерри». Тем более что один из эпизодов их вечной битвы был также связан с классической музыкой:

Стоит отметить, что музыкальные шутки и виртуозные интерпретации знакомых классических мелодий пришлись по душе не всем, а только людям с хорошим чувством юмора и здоровым отношением к жизни, коих в зале оказалось значительное большинство. А вот среди консервативно настроенных зрителей бытовало мнение, что в деле исполнения классической музыки «нужен сурьез!». Некоторые из них демонстративно делали вид, что происходящее на сцене вовсе не смешно, но, к счастью, таких злобных зануд оказалось немного. Из всего этого напрашивается вывод, что жанр музыкального бурлеска доступен не каждому.

Между тем, музыкальная комедия не столь легковесна и проста, как можно было бы подумать. Во-первых, каждый музыкант, решившийся на то, чтобы балансировать на грани высокого искусства и китча, рискует быть не понятым публикой. Во-вторых, для того, чтобы открыто «сходить с ума» на сцене и вытворять немыслимые трюки с инструментами, нужно обладать недюжинным мастерством и быть на 100% уверенным в своих возможностях. Наконец, едва ли не самым главным условием существования музыкальных юморесок является обладание чувством юмора, меры и такта у самих исполнителей. Вот что думают об этих составляющих наши «дуэлянты»:

Ещё одним испытанием для артистов юмористического жанра становятся неизбежные критические сравнения с такими корифеями музыкального бурлеска, как, например, Виктор Борже (Victor Borge) и Дадли Мур (Dudley Moore).

Более того, жаловаться на отсутствие «конкурирующих фирм» в этом деле также не приходится. Достаточно вспомнить, что совсем недавно (13 ноября 2010 года) в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялось музыкально-комедийное шоу «A Little Nightmare Music» дуэта Igudesman & Joo (Алексея Игудесман (скрипка) и Ричард Юнг-Ки Джу (фортепиано)).

Однако на фоне всех этих сравнений и параллелей «Дуэль» вовсе не проигрывает, а находится на уровне. Лоран Сирад и Поль Стаикю – настоящие профессионалы своего жанра, а их шоу «Дуэль» — это представление высочайшего класса. По словам американских критиков, ««Дуэль» напрочь лишена серьезности и скуки. Все, что Вы получите в итоге – это хорошее настроение, свободную от тяжких дум голову и светлые радостные впечатления». По нашему же скромному мнению, «Дуэль» — это настоящий спектакль о том, насколько интересным и непосредственным может быть классический музыкант.