10 декабря 2011

Жителей Питера зажег кубинец

Автор: Полина Мохова

Конец ноября и начало декабря – время наиболее капризной публики в России. За окном то дождь, то снег, и каждый выход в свет становится настоящим подвигом. В эти дни залы даже звездных исполнителей могут быть наполовину пусты, а овации – жидки. Но Роберто Фонсека, молодой кубинский пианист и композитор, растопил озябшие сердца. В последних числах ноября прошли подряд два концерта – в Петербурге и Москве, и дважды музыканта встречал полный зал, и дважды горячие аплодисменты не позволяли ему покинуть сцену несколько бисов подряд.

 
Ударная секция исполняет конский галоп. Фонсека садится за инструмент. Он щекочет пианино, и оно отвечает ему торопливым причитанием. Пианист щурится, морщит лицо, как будто ему не нравится получающаяся музыка, а потом вдруг запрокидывает голову – и начинается джаз. Музыка льётся, как дождь. Протяжно поёт саксофон. Фонсека так и играет с запрокинутой головой, похожий на марионетку, за руки подвешенную к роялю.
 
Светлана, 48 лет, 8 ряд партера: «Я давняя поклонница джаза, еще со времен советского фестиваля «Осенние ритмы». Это всегда особенная музыка, понять её дано не каждому. Те же, кто её исполняют – настоящие гении нашего времени. С Кубой у нас большая родственность культур. Говорю об этом с уверенностью, потому что сама училась в Политехническом институте на одном курсе с кубинцами, а потом и побывала на Острове свободы, и слушала в живую Чучо Вальдеса. Если проводить аналогию между нами в советское время и кубинцами (сейчас-то в России совсем другая ментальность, время изменилось) – мы были очень похожи. Там было всё как у нас: открытость, эмоциональность, не было зацикленности на материальных вопросах. Кубинская культура значительно более экстравертна по сравнению с русской, однако в корне наши чувства близки. Для меня эта музыка сегодня – частица кубинского солнца. И воспоминания, конечно».
 
Перед Фонсекой стоят сразу две клавиатуры под углом девяносто градусов – концертный рояль и синтезатор. Иногда его руки, как будто в объятии, расходятся всё шире, и вот он играет уже сразу на двух инструментах. Он обменивается заговорщицкой улыбкой с барабанщиком, и ритм нарастает, становится вовсе бешеным. Перкуссия от шёпота переходит громовым раскатам и шипению ливня. Фонсека перебирает клавиши с фантастической скоростью… Этот ритмический поток будто вытесняет из себя мелодию флейты, гонится за ней, и та, удирая, взвизгивает, сбиваясь с пути…
 
Лена, 20 лет, балкон, левая сторона: «Сегодняшний концерт поразил тем, насколько музыкантами было поймано петербуржское настроение. Это почувствовалось сразу, еще когда они только вошли в зал, сдержанно поздоровались и начали играть. Музыка была такая же эклектичная, как и наш город – в ней одновременно звучат дикая природа сельвы, чопорность Европы и американский цинизм. В одну из композиций был органично вплетён фрагмент из стихотворения на русском языке (запись авторского исполнения «Шёпота на кухне» Е.А. Евтушенко – прим. ред.), это очень зацепило. Латиноамериканская культура вся в этом – она «хватает» за сердце».
 
Фонсека молод и беспощаден. И потому, даже когда он исполняет задумчивую, печальную музыку, - он все равно продолжает немножко кривляться, будто высмеивая и дразня её чувственность. Иногда он играет так, как будто ходит на цыпочках. А иногда – как будто участвует в уличной драке. И джаз его – тяжелый физический труд, и потому концерт идет одной волною, без антракта, иначе ударнику и перкуссионисту просто не выжить в борьбе с барабанами. Они резвятся на сцене, загоняя друг друга в бешеном темпе исполнения. И иногда пианист привстает над роялем и начинает танцевать, не отпуская клавиш, потому что под эту музыку просто невозможно не танцевать. И к концу концерта уже весь зал включается в игру, аплодируя в такт, и многие встают с мест, чтобы двигаться вместе с Фонсекой.
 
Слава, 25 лет, 1 ряд партера: «Я сам музыкант и играю латиноамериканскую музыку, и посещение этого концерта для меня в первую очередь опыт. Музыка Роберто Фонсеки очень необычная даже в рамках джаза - ведь джаза всякого много! С моей точки зрения наши культуры с кубинцами совершенно не похожи, и ментальности – разные, но именно это меня и привлекает. Куба воспитана теплым климатом, они видят мир по-другому – этим людям всегда тепло! И музыка у них совсем иная. Афро-кубинская музыка вся основана на преобладании ритма. Русская музыка – это мелодия, слова, философия, пожалуй… Наша группа «Cuba Jam» играет сальсу, стиль – тимба, чисто кубинский. Для меня это – как превращение, познание мира с изнанки».
 
Роберто Фонсека – кубинский пианист и композитор. Родился в 1975 году в Гаване, с 8 лет начал играть на фортепиано, хотя первым его увлечением была перкуссия. Известность пришла к музыканту в 15 лет после выступления в Гаване на международном фестивале Jazz Plaza. Первая же сольная пластинка музыканта «Tiene que ver» (1999) была удостоена приза в номинации популярной кубинской музыки на конкурсе Timalca, организованном ЮНЕСКО. На концертах в России Роберто Фонсека и его квартет исполнили произведения с последнего альбома музыканта «AKOKAN». Выступления в обеих столицах России были организованы при поддержке фонда «Музыкальный Олимп».