23 мая 2014

О небесном и земном / Musecube, 23.05.14

Автор - София Тихомирова

http://musecube.org/?p=149318

Спустя почти два года пианист Андраш Шифф снова посетил Москву, чтобы представить в Концертном зале имени Чайковского изысканнейшую программу из “Гольдберг вариаций” Баха и “Тридцати трех вариаций на тему вальса Диабелли” – Бетховена.

Благодаря фонду “Музыкальный Олимп” и лично его президенту Ирине Никитиной маэстро Шифф дал уже пять концертов в Москве и Петербурге. В этот раз нашей культурной столице повезло вдвойне: 20 мая пианист провел мастер-класс со студентами Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.

Вариации Гольдберга (названные так по имени первого исполнителя произведения – Иоганна Готлиба Гольдберга) были написаны Бахом по заказу российского посланника в Саксонии Карла фон Кейзерлинга в 1741 году.

Цикл вариаций открывает так называемая ария. Это тема сарабанды из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”, написанной еще в 1725 году. Мелодия арии широко известна, однако следующие за ней тридцать вариаций – едва ли на слуху у непрофессионалов. Чем дольше слушаешь это произведение, тем сложнее уловить в этих вариациях главную тему арии. Та видимая легкость и грациозность, c которой Шифф создавал это многоголосное “кружево”, помогает услышать звучание клавесина, для которого и был создан этот цикл. И вновь- потрясающее piano, сосредоточенная, интеллекутальная игра и задумчивые паузы, во время которых сидишь не шелохнувшись.

Интересно, что особо искушенные слушатели следили за исполнением по айпаду, сопровождая весь процесс активным перешептыванием и одобрительным киванием головой. Меня огорчило большое количество свободных мест в зале. Люди уходили и в антракте, но этих слушателей не стоит осуждать- программа действительно требовала от всех нас большой внутренней работы, это не фоновая музыка, под которую можно закрыть глаза и порелаксировать. Точнее, закрывать глаза можно и иногда даже нужно- но только для того, чтобы полностью сконцентрироваться на тех звуках, которые потоком льются в зал.

Второе отделение будто вернуло нас с небес на землю- громким, порывистым Бетховеном. В 1823 году композитор и издатель Антон Диабелли предложил нескольким австрийским композиторам сочинить вариации на тему его вальса. Спустя пару лет Бетховен представил свой вариант, который впоследствии были признан наряду с баховскими Гольдберг-вариациями одним из самых значительных произведений для фортепиано. С первых аккордов Диабелли-вариаций воображение стало рисовать бальный зал, пары, кружащие в вальсах и мазурках. Полная противоположность “невесомой” музыке Баха. Сплошные vivace, allegro и forte вовлекают нас в водоворот человеческих страстей.

Сложнешая двухчасовая программа увенчалась грандиозным бисом- бетховенской Аппассионатой! Шифф сыгрыл ее целиком, чем окончательно завоевал сердца слушателей, которые не поскупились на стоячую овацию. Было очень приятно видеть такой прием, хотя я по-прежнему считаю, что этот пианист еще очень недооценен в России. Мне кажется, нашим меломанам не нужно бояться незнакомых или мало знакомых имен и быть готовыми открывать для себя новых музыкантов.

В антракте не удержалась и сбегала за цветами- когда дарила, приготовилась сказать thank you, но Андраш опередил и отчетливо произнес по-русски “спасибо”. Думаю, что русская публика для маэстро- одна из любимых. Так хочется, чтобы эта связь с годами только крепла!