24 июня 2014

Кто поднялся на Олимп / Санкт-Петербургские ведомости, 05.06.14

Автор - Владимир Дудин

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10308276@SV_Articles

Фестиваль «Музыкальный Олимп» прошел в девятнадцатый раз на главных концертных площадках города.

Этот вечнозеленый фестиваль никогда не утратит актуальности, поскольку знакомит российскую публику с молодыми лауреатами самых престижных международных конкурсов. Безусловно, год на год не приходится по количеству очень и не очень ярких музыкальных олимпийцев. В этом году фестиваль предоставил возможность послушать сразу несколько скрипачей, создавших вполне оптимистичную, обнадеживающую картину жанра. На открытии Марк Бушков показал, правда, больше потенциальных, чем реальных, возможностей в Скрипичном концерте Сибелиуса, а на закрытии Майя Кабеса изумила безупречной чистотой интонации, ровностью звука, музыкантской чуткостью и содержательностью музыки в сочинениях Воан-Уильямса и Равеля.

Были очень перспективные дирижеры из разных стран, но не из России. Яркости, живости и экзотики афише добавляли выступления исполнителей на фаготе, флейте, аккордеоне, саксофоне, гитаре, ударных, кларнете. Впечатлили вокалисты, в особенности армянка Рачуи Бассенц своим невероятно красивым, объемным, полетным и чувственным звуком, в котором слились природа, аристократизм и хорошая техника. На заключительном концерте публику зажег китайский баритон Ао Ли, лауреат первой премии прошлогодней «Опералии» Доминго. Он поразил не только богатым тембром с басовым окрасом, отменной артикуляцией (а он среди прочего пел на русском каватину Алеко из одноименной оперы Рахманинова), но и заразительным артистизмом.

Фестивальные выступления лауреатов международных конкурсов, так называемый многодневный «парад победителей», – главная, но не единственная часть деятельности фонда «Музыкальный олимп», на счету которого и выпуск концертов лучших музыкантов современности, и культурно-просветительские проекты. В этом году таковым стал мастер-класс выдающегося пианиста Андраша Шиффа в петербургской Консерватории. Этого музыканта, венгра, живущего в Лондоне, члена Почетного комитета «Музыкального олимпа», петербургская публика узнала несколько лет назад благодаря его концертам в Филармонии, устраиваемым фондом. И в этот раз он приехал в Петербург с сольным концертом, в программу которого вошли два знаменитых, труднейших цикла – «Гольдберг-вариации» Баха и бетховенские Вариации на тему Диабелли.

Концерт Шиффа тоже можно было расценивать как мастер-класс, причем не столько по исполнительскому мастерству, сколько по воспитанию хороших манер и умению останавливать время. Перед глазами до сих пор стоит стремительная походка Дениса Мацуева во время его последнего сольного концерта на Новой сцене Мариинского театра, больше похожая на аршинные шаги вечно спешащего бизнесмена. После нее неспешное, аристократичное шествие Шиффа из-за кулис к роялю могло показаться полнейшим анахронизмом: так мягко, неспешно и миролюбиво сегодня не ходят. Исполнителя можно было бы признать старомодным, если бы не феноменальная игра, способная дать фору самому оголтелому виртуозу нового поколения. Как спокойно, неторопливо и просветленно выходил он к роялю, как фантастически выдержал натиск бестолковых аплодисментов в завершение «Гольдберг-вариаций», дослушивая в своей тишине шлейф гармонии... После чего, не вставая, повернулся лицом в зал и развел руками, дав понять, что лишь сейчас закончилось время исполненной музыки.

Никакого манерничанья и игры в старину при исполнении Баха – всего лишь игра без педали. Есть забавная легенда, гласящая, что Бах сочинил эти вариации (к слову, ставшие самой длинной композицией для клавесина в XVIII веке), как средство для избавления от бессонницы российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кайзерлинга. Вариации получили свое название по имени его личного пианиста Иоганна Готлиба Гольдберга. Увлекательно было наблюдать за тем, как пианист на глазах воссоздавал фантастический процесс изобретения тридцати изощренных и в то же время невероятно легких и ажурных полифонических вариаций на заданную тему, давая услышать каждую линию в хитросплетенных голосах.

В Диабелли-вариациях (получивших название по имени композитора и издателя Антона Диабелли) Андраш Шифф переключился на волну романтического импровизатора Бетховена. Появилась педаль, больше жанровых трансформаций и прочих «спецэффектов», вплоть до остроумно вписанной цитаты из знаменитой моцартовской арии Лепорелло из «Дон Жуана», в которой он жалуется на свою трудную жизнь, сетуя на то, что «день и ночь изволь служить». Так Бетховен намекнул и на свой образ жизни композитора, зависящего от всяких заказов и прихотей.

Мастер-класс Шиффа в Консерватории прошел в переполненном камерном зале. Деликатно, несуетно, с теплой участливой интонацией, причем на русском языке, пусть и ломаном, комментировал он несовершенную игру молодых пианистов, добиваясь свободы и певучести. Студенты преображались после его терапевтических советов. «Бах сочинял эти инвенции в педагогических целях, будучи отцом двадцати одного ребенка», – иронично напомнил Шифф. В его манерах в тот момент явно почувствовалось сходство с Бахом.