03 июня 2002

Босая и глухая

В Большом зале Петербургской филармонии открылся VII Музыкальный Олимп.

Фестиваль, основанный на беспроигрышной затее привозить в Петербург победителей всевозможных международных конкурсов, обречен на успех: интерес публики к юным дарованиям так же неиссякаем, как и поток новоиспеченных лауреатов. Их в изобилии поставляет на музыкальный рынок та машина селекции и воспроизводства классического исполнительства, которую мы в просторечии называем конкурсом. Академический привкус фестиваля нисколько не претит поклонникам великой и могучей музыкальной традиции, о смерти которой могут сколько угодно рассуждать постмодернисты, эстеты и приверженцы фестиваля СКИФ. Ведь смесь спортивного интереса (кто техничнее, а кто музыкальнее) с легкой скукой как нельзя лучше подходит такому чинному способу времяпрепровождения, как поход в Филармонию.

Юная скрипачка из ЮАР Зоя Байерс, открывшая фестивальную программу, вполне соответствовала духу и букве "Музыкального Олимпа". В ее исполнении (с помощью камерного оркестра Государственного Эрмитажа под управлением маэстро Сондецкиса) и "Испанская симфония" Лало, и конкурсное сочинение молодого немца Серена Нильса Айберга "Танец шамана" звучали добротно, плотно и очень "классично". Все же шаманского в игре скрипачки не было ничего. Вместо нее шаманизмом занялась гостья фестиваля великая шотландская барабанщица Ивлин Гленни.

Исполнительницу, владеющую десятками ударных инструментов, сопровождает не только законная слава виртуоза, но и интригующая загадка. В детстве утратившая слух, ударница играет, что называется, "по приборам". Впрочем, то, что так беспокоит воображение слушателя, оказывается не преодоленным недостатком, но бесценным достоинством. Основываясь на поразительном внутреннем слухе, Ивлин Гленни достигает на вибрафоне и малом барабане бесконечного богатства тембров и звуковых оттенков.

Сочетание мягкости и жесткости, манерности и строгого чувства времени превратило ее исполнение Четвертого концерта Вивальди в изысканное и убедительное повествование (чего, признаться, не ожидаешь от переложения для вибрафона). Но подлинное откровение ждало слушателей в двух современных сочинениях "Пути" Абэ для маримбы соло и Концерте для малого барабана Массона. И в медитативно -минималистичном "Пути", и в жестком, драматичном концерте для барабана Ивлин Гленни отрицала саму эстетику "Музыкального Олимпа" и, шире, всю традицию академизированной классики. К описанию ее исполнения подходят, пожалуй, лишь эпитеты совершенно не филармонического свойства - драйв, энергия, магия. Босая барабанщица колдовала над своими инструментами с истинно актерской страстью, не столько исполняя музыку, сколько вживаясь в нее. В результате шотландской гостье удалось невозможное: концертная сцена превратилась в место для шаманских танцев.

Автор: Ольга Комок Издание: Дата: 03.06.2002