05 июня 2002

Волшебная гора Олимп

Вечером минувшей субботы в рамках завершившегося 4 июня VII международного фестиваля "Музыкальный Олимп" одноименный с фестивалем фонд задал бал. "Олимпийские" балы традиционно посвящены Иоганну Штраусу и проводятся с благотворительной целью собрать денег на восстановление концертного зала "Vauxhall" в павловском вокзале, где Штраус дирижировал. Попутно оказалась достигнута еще одна благотворительная цель - показать, как следует устраивать балы. Что весьма актуально для нашего города, которому предстоит шиковать напропалую, и деньги будут, но вот освоить эти деньги с умом и вкусом... сомнительно, сомнительно...

Однако штраусовский бал дает надежду на благополучный исход празднования 300-летия в части массовых увеселений: его постановщиком выступил Виктор Крамер, как раз назначенный главным режиссером юбилея. При небесспорности некоторых театральных работ Крамера в бальном деле он уверенно держит в руках пальмовую ветку первенства.

Два года назад глава "Олимпа" Ирина Никитина выдумала проводить свои балы в Екатерининском дворце - и их успех был столь очевиден, что следом в Царское Село устремились все желающие устроить что-нибудь яркое и красивое. Увы, заимствовать чужие идеи многие горазды, а вот изобретать свои способны единицы; у нас кризис креативности, и бальное дело - не исключение. Вероятно, потому нынче бал Штрауса перенесли в Петергоф. И это пошло ему на пользу.

Организация бала, в сущности, подчиняется законам театра: требуется выстроить изменения пространства во времени. Крамер сделал это мастерски. У петергофского причала гостей встречали золотые дзанни - буквально: в целиком золотых венецианских костюмах и с лицами, покрытыми золотой краской. Затем публика дефилировала вдоль Большого канала к дворцу, "золотых" становилось все больше, а когда все прибывшие собрались подле Самсона, как-то вдруг оказалось, что весь газон вокруг бассейна, в середине которого высится прославленный фонтан, и площадка перед гротом в центре каскада, и знаменитые лестницы полны не только скульптурных, но и живых сверкающих фигур. Под увертюру к "Волшебной флейте" они принялись танцевать, забили фонтаны: сначала маленькие, потом крупные, пока наконец в воздух не взмыла главная струя. В этот момент вашей покорной слуге (думаю, и всем остальным) подумалось, что жизнь прожита не зря...

Затем гости по боковым лестницам каскада совершили восхождение на волшебную золотую гору. У входа но дворец их встречала сама ослепительная Ирина Никитина (в туалете от американского дизайнера Мэри МакФедден). Ужин сервировали в двух парадных залах (на этот раз кей-теринг был от Гранд отеля "Европа").

Ставя балы, Виктор Крамер думает не о том, чтобы видна была режиссура, а о том, чтобы всем было комфортно: не дает заскучать, но и не мучает ежеминутными назойливыми затеями. Вот и здесь он следовал законам театрального ритма: за сильной, ударной сценой - период более спокойного течения времени, оживляемый разве что показами платьев все той же МакФедден и мехов от Елены Ярмак. Пока наконец всех не пригласили на смотровую площадку перед дворцом: второй кульминацией стал фейерверк на фоне Нижнего парка, Самсона и открывающегося вдали залива. Далее, уже в Верхнем парке, были устроены танцы (в специально построенном павильоне) и сервирован десерт.

Встретив там директора царскосельского музея-заповедника Ивана Саутова, мне не удалось удержаться от вопроса: "Не ревнуете?" Иван Петрович отвечал крайне неопределенно, однако его слова можно было понять в том смысле, что испытываемое им удовольствие не оставляет места для ревности.


Автор: Авдотья ГЛИНКА Издание: Дата: 05.06.2002