26 апреля 2003

Японская техника с русской душой

Оркестр NHK в Большом зале консерватории. В Большом зале консерватории в рамках объявленного в России года Японии, совпавшего с презентацией нового цикла концертов-турне "Парад оркестров", выступил оркестр Японского радио и телевидения - знаменитый NHK под руководством Шарля Дютуа. В свое счастье не верила ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ.

Привозные оркестры - редкая в Москве радость, омрачаемая невыгодным сравнением гастрольных топ-коллективов с многочисленными местными. То, что мы получаем обычно, тоже не всегда комильфо. Это либо громкая реклама априори беспроигрышного брэнда вроде симфонического оркестра La Scala под руководством Риккардо Мути, скорректированная последующим разочарованием. Либо, наоборот, минимум рекламы и воспоминания "на всю оставшуюся жизнь", как это случилось после гастролей Берлинских филармоников с Клаудио Аббадо. Концерт оркестра NHK под руководством Шарля Дютуа от всех этих соображений приятно отвлекал. Довольно моложавый по составу и архаичный по статусу, главный коллектив Японии, созданный в
1926 году (то есть на десять лет раньше старейшего нашего Государственного симфонического оркестра - бывшего светлановского), чем-то оказался родным. Может, оттого, что программа - "Церемониал" Тору Такемицу, Первый концерт Бетховена и Фантастическая симфония Берлиоза - не сосредотачивалась на сколь-нибудь специфической японскости.

Скорее даже напротив: дала услышать в оркестре NHK мощную добротность европейской культуры, умноженную совершенно упоительным послушанием оркестра могучей руке первого в истории NHK главного дирижера Шарля Дютуа.

Если учесть, что в разные годы с оркестром NHK работали Игорь Стравинский и фон Караян, Андре Превен и наш Евгений Светланов (кстати, вскоре его возглавит Владимир Ашкенази), станет понятен тип коллектива, с налету усваивающего самые сложные дирижерские требования, обостренные частой работой в живом теле- и радиоэфире. И если "made in Japan" тут что-то значит, то прежде всего потрясающую дисциплину групп, отточенность коллективных штрихов - все то, что дается огромной закулисной работой, нескончаемыми репетициями и привычкой выкладываться
"как в последний раз".

Именно такое впечатление сопутствовало всему московскому концерту NHK, невольно лишившемуся одной участницы - пианистки Марты Аргерих, которая из-за болезни осталась в Брюсселе, предоставив устроителям заменить себя на Михаила Плетнева в
Бетховене. Судя по ансамблю Плетнева с оркестром, все сложилось удачно. Солист, верный установке никогда не дискутировать с другими интерпретациями исполняемой им музыки, удесятерил образное содержание бетховенской музыки: был пылок и меланхоличен, свободен и сосредоточен, временами чуть-чуть провоцировал оркестр темповыми затяжками и непредсказуемыми виртуозными эскападами. Оркестр же весьма чутко подстраивался к солисту: то вступал с ним в нежный тембровый диалог, то
игриво запараллеливал свои караяновски экстремальные tutti. У публики все это имело такой успех, что Михаилу Плетневу устроили десятиминутную овацию, стоячими приветствиями растопив сердце разулыбавшегося музыканта.

Видимо, чувствуя, что зал понадобится отвоевывать заново, "Фантастическую" Берлиоза NHK сыграл так, что хоть эксклюзивный CD выпускай. Мало того что соблюдались мельчайшие детали предписанной Берлиозом программы (под названием "Эпизод из жизни артиста"), но выигрывался именно образ помраченного наркотиком артистического рассудка, плывущего от влюбленной восхищенности к анемии, от созерцательности к бешенству, в постепенно искажаемом восприятии мира, пик которого - "Шествие на казнь" и фаустианская "Ночь шабаша". В искреннем чувстве
этой музыки, как и в манере дирижирования маэстро Дютуа, разжигавшего оркестровую топку щедрыми театральными эмоциями, была та самая крупная актерская складка, которая, казалось, ушла из нашей симфонической жизни вместе с Евгением
Светлановым. Но к счастью, будучи законсервированной Шарлем Дютуа в японском оркестре NHK, она вернулась в Москву таким забытым и таким родным воспоминанием, что, ей-богу, стоит подумать над тем, как заполучить Шарля Дютуа уже не в качестве
гастролера, а в качестве достойного главы бывшего светлановского оркестра.

Автор: Елена Черемных Издание: Коммерсантъ Дата: 26.04.2003