02 июня 2003

Немецкий управляющий

Национальный оркестр Франции со своим новым шефом выступил в Москве

КАК ТОЛЬКО дирекции оркестра и публике становится вполне очевидно, что очередной "большой художник" уже достаточно наворотил, перепахал и перелопатил, то есть развалил оркестровое дело до приемлемого уровня - зовут "немца- управляющего". Чтобы он все это чинил, отлаживал, сводил и настраивал сложнейший механизм, называемый современным симфоническим оркестром.

Только Берлинская филармония, Баварское радио и тому подобные учреждения с высочайшими зарплатами могут себе позволить "немцев-управляющих" звать не по суровой необходимости, а ради художественного изыска. Поэтому там "большие художники" с их причудливыми дирижерскими повадками, сменяют друг друга за пультами уже которое десятилетие подряд. Что касается Национального оркестра Франции, то, судя по его теперешней игре, составу и облику, "большие художники" довольно здорово перестарались: к концу своего первого сезона в должности "немца-управляющего" Курт Мазур еле успел навести самый элементарный порядок.

74-летний прославленный дирижер, поразительно похожий внешне на самые известные портреты композитора Иоганнеса Брамса, держится и работает, как самый настоящий боевой генерал на командном пункте. Курт Мазур очень напоминает военачальника старой закалки. По-русски это бы называлось "слуга царю, отец солдатам", а в германской истории подобные примеры обычно связывают с генералами кайзеровской, имперской поры. Программа, которую он выбрал для московского концерта, вполне соответствует и его собственному статусу живой легенды, и статусу посла французской культуры, который пытаются утвердить за Национальным оркестром. Симфония ре минор Сезара Франка и "Вальс" Мориса Равеля звучали аккуратно, чуть вязко, в идеально выверенных темпах и с нормальным, живым драйвом. Маэстро вполне проявил себя как ярый сторонник точности, порядка и как очень неплохой "инженер звука". Свести разные по интенсивности, скорости, напору потоки оркестрового звучания в одно точно рассчитанное акустическое сооружение - это он умеет и любит. Во Втором фортепьянном концерте Сергея Прокофьева Курт Мазур сам взял на себя и блестяще выполнил роль рефери, который внимательнейшим образом следил за тяжелейшим поединком солистки Елизаветы Леонской и "падучего", колючего и агрессивного оркестра, причем ни одной из сторон не подсуживал, однако, дал пианистке экстракласса выйти победительницей по очкам. Небольшая усталость, которая чувствовалась ближе к исходу борьбы в руках Леонской, не помешала ни арбитру, ни оркестру отыграть эту суровую игру сдержанно и с достоинством: Прокофьев порадовался бы тому, как саркастично, сухо и с мрачным юмором оркестр не уступал роялю, делая вид, что очень на солистку зол. Кстати, наряду с двумя самыми популярными сочинениями в экспортном репертуаре всех французских оркестров (Франком и Равелем) именно этот концерт Прокофьева тоже мог бы служить подарком из Парижа к 300- летнему юбилею Северной столицы России. Дело в том, что его оригинальная партитура бесследно исчезла как раз там, в момент начала революционных беспорядков осени 1917 года. И автору пришлось в начале 1920-х годов восстанавливать свою музыку, впервые прозвучавшую именно в Париже, буквально из того пепла, в который ее должны были превратить революционные солдаты, пустившие, вероятно, ноты на самокрутки.

Можно было бы задаться вопросом: как бы звучал этот оркестр, не пригласи французы крепкого, дотошного и харизматического управляющего с суперзнаменитой немецкой фамилией? Чем бы это отличалось от среднего или более чем среднего уровня благополучной, но не амбициозной европейской оркестровой игры? Зная об одиннадцатилетнем опыте сотрудничества Курта Мазура с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1991-2002) и о его легендарной деятельности на посту худрука Гевандхаузоркестра в Лейпциге, можно предположить, что этот генерал еще выведет свою новую армию в число самых удачливых, вышколенных и ответственно работающих оркестров нашего времени. Ему не привыкать ни к жесточайшей конкуренции, ни к последствиям деятельности "больших художников", ни к репертуару любой сложности, ни к идеальному сочетанию кнута и пряника, которое всегда позволяло "немцам-управляющим" выходить из почти безнадежных ситуаций.


Автор: Артем Варгафтик Издание: Российская газета Дата: 02.06.2003