02 июня 2003

Первый среди первых

В Большом зале консерватории прошел концерт Национального оркестра Франции, приехавшего в Россию во главе со своим главным дирижером Куртом Мазуром. Это выступление стало продолжением серии "Парад оркестров", которую проводит в российских столицах фонд "Музыкальный Олимп".

Около месяца назад "Музыкальный Олимп" представлял в Москве симфонический оркестр корпорации NHK - первый оркестр Японии, которым дирижировал французский мэтр Шарль Дютуа. Теперь настала очередь первого французского оркестра - Национального оркестра Франции, чьим главным дирижером с 2000 г. является немец Курт Мазур.

76-летний маэстро Мазур любим и популярен во всем мире. Начав карьеру в Восточной Германии, он с 1967 по 1972 г. руководил Дрезденским филармоническим оркестром, а с 1970-го встал за пульт лучшего оркестра ГДР, лейпцигского "Гевандхауза", продолжив дело Фуртвенглера и Бруно Вальтера, и оставался на этом месте 26 лет. 90-е гг. стали американским этапом его биографии: Мазур руководил одним из лучших оркестров США - Нью-Йоркской филармонией, где до него работали Леонард Бернстайн, Пьер Булез и Зубин Мета. С 2000 г. он был главным дирижером Национального оркестра Франции (его тамошние предшественники - Шарль Мюнш и упомянутый Шарль Дютуа), одновременно руководя Лондонским филармоническим оркестром. Курт Мазур относится к последнему поколению великих немецких дирижеров. Он - своего рода уходящая натура. Однако в свои 76 лет он находится в расцвете творческих сил. Мощная двухметровая фигура, сверкающие глаза, размашистый жест - всем существом Мазур излучает уверенность в своем искусстве, артистизм, щедрость и человеческую теплоту. Для русского слушателя он почти что свой - Мазур вырос не только из немецкой, но и из русской традиции. Он под стать Мравинскому (которого считает учителем) или Светланову. Наш музыкальный мир ему знаком не понаслышке: с конца 50-х Мазур не раз дирижировал в России, фигура Шостаковича для него - образец мужества и воли; в последние годы жизни Альфреда Шнитке Мазур был близок с ним и стал первым исполнителем его Седьмой симфонии.

Формат Мазура - большая романтическая симфония и большой звучный симфонический состав. Программа московского концерта позволила Мазуру блеснуть как раз в этом качестве: все первое отделение заняла трехчастная Симфония бельгийца Сезара Франка - позднеромантическое полотно, в котором учености немецкой школы сплетаются с напевными и восторженными темами, близкими Григу. Национальный оркестр Франции звучал глубоким, наполненным тоном и гибко шел за рукой Мазура. Оркестр весьма молод по составу, в нем почти нет музыкантов старше сорока, но их класс высок, а союз с мэтром старой генерации приносит великолепные плоды.

В программу вошло и русское произведение - Второй концерт Прокофьева. Все удовольствие испортила солистка. Елизавета Леонская, представляющая Австрию, вообще-то очень хорошая пианистка, ей чудесно удаются Моцарт и Шуберт. Но вещь молодого Прокофьева, требующая спортивной ловкости и атлетизма, стала для нее сплошной битвой с роялем, не принесшей победного исхода.

Впечатление исправил Вальс Равеля - роскошная симфоническая поэма, полная упругих ритмов и блестящих оркестровых красок. Мазур, оставшись один на один с оркестром, вновь был великолепен. А на бис, сыграв два антракта из "Кармен" Бизе, присягнул изящной французской музе и продемонстрировал мастерство оркестровых солистов.

"Парад оркестров" начался двумя безусловно яркими событиями: что Шарль Дютуа с японцами, что Мазур с французами показали высший мировой класс. Что дальше? Планов на следующий сезон Ирина Никитина, президент фонда "Музыкальный Олимп", пока не открывает.


Автор: Петр Поспелов Издание: Ведомости Дата: 02.06.2003