25 ноября 2009

Так выглядит любовь

Автор: Екатерина Лугинская.

Журнал "Всегда Женщина" – Ноябрь, 2009 (№9)

У неё поэтическое имя. Словно перекатывается тёплая, отполированная морем галька. Словно тихая музыка звучит в бархатной полутьме маленького бара. Её голос разливает покой, и кажется, что она погружена в себя, в собственные чувства. Но каждый, кто её слышит, уверен, что она поёт про него. Дайана Кролл, мировая звезда джаза, в ноябре даёт концерты в России.

 «Переполняет сердце и сносит голову» - так пишут о ней поклонники. Вполголоса, без нажима, рыданий и внешних красот, одной только интонацией она заставляет прочувствовать весь драматизм, всю глубину музыки и слов. Она будто прошёптывает их своим бархатным, низким, чуть сипловатым голосом – так, что у слушателя захватывает дух. После того как альбом Дайаны Кролл однажды продержался в чартах 70 недель, что удавалось только несравненной Элле Фитцджеральд, именно ей пресса отдала привилегию называться наследницей чёрной королевы и закрепила за ней титул принцессы джаза, похоже, навсегда.

Дайана Кролл блестяще исполняет знаменитые на весь мир композиции, джазовые стандарты, и при этом опрокидывает многие неписаные законы современного джазового сообщества. Тиражи её альбомов перевалили за полтора десятка миллионов. Ей устраивают овации – и при этом встают, что совсем уж непривычно для джаза. Она не только несколько раз числилась в номинантах на «Грэмми», но дважды стала победительницей, получив эту самую престижную музыкальную премию за лучший альбом и как лучшая вокалистка года. Таким образом, прекрасная канадка обошла поп-див, с которыми джазовой певице вроде как не пристало соревноваться. Но Дайана не предала своих поклонников, а просто расширила аудиторию. Она сумела доказать, что границы стиля можно и нужно раздвигать. Правда, на это способны только выдающиеся музыканты.
 
Если принять во внимание, что родилась Дайана Кролл в музыкальной семье (бабушка была певицей, отец и мать играли на фортепиано), её и впрямь можно назвать наследной принцессой. У отца была великолепная коллекция записей, в доме постоянно звучали Нэт Кинг Коул, Фэтс Уоллер, Билл Эванс, Фрэнк Синатра, опера, музыка в стиле ретро. В четыре года Дайана села за пианино и вскоре распевала композиции под собственный аккомпанемент.
 
Городок Нанаймо на острове Ванкувер похож скорее на очень большой посёлок: угольный порт, паромы, скромные дома, центр, где проходят промышленные выставки. Аккуратно и без особых достопримечательностей, никакого разнообразия ни в архитектуре, ни в природе, напротив, сдержанность, почти аскетизм. Скупая на дары северная земля побуждает людей к постоянному нелёгкому труду. Дайана – плоть от плоти своей родины, в ней и сегодня заметны черты серьёзной, рассудительной и трудолюбивой канадской девочки.
 
«Первый шанс» будущей мировой звезде дали друзья её родителей, державшие небольшой бар для хоккейных фанатов. Дайана училась в музыкальной школе по классу фортепиано, играла в школьном джаз-банде и уже с 15 лет начала выступать в баре по выходным с самостоятельными концертами. В 1981 году в возрасте 17 лет она одержала свою первую победу на джазовом фестивале в Ванкувере, получив в качестве приза именную стипендию престижного музыкального колледжа Беркли в Бостоне, США.
 
Следующим подарком судьбы стала встреча с известными музыкантами Рэем Брауном и Джеффом Хэмилтоном, которые попали на концерт Дайаны случайно, но сразу оценили талант молодой исполнительницы. Рэй Браун, один из лучших джазовых контрабасистов, был ещё и одним из мужей великой Эллы. Он убедил мисс Кролл в том, что ей необходимо ехать в Лос-Анджелес. Там она познакомилась со знаменитыми мэтрами джаза и продюсерами и начала активно разрабатывать вокал.
 
Дайана пела с самого начала своих выступлений, но считала себя в первую очередь пианисткой. Включив вокал в свои программы, она сразу оказалась востребованной артисткой. В 1993 году при поддержке мэтров Джона Клейтона (бас-гитара) и Джеффа Хэмилтона (барабанщик) она записывает свой первый альбом, который отметил легендарный продюсер Томми ЛиПума. С ним она сотрудничала много лет и всегда отзывалась с восторгом: «В студии он занимается не столько саундом, сколько музыкантами, он умеет раскрыть в каждом исполнителе то лучшее, что в нём есть».
 
В 90-х популярность Дайаны стремительно растёт. Она показывает себя как глубокий интерпретатор, вдохновенная исполнительница и самобытный композитор, автор оригинальных и очень красивых лирических баллад. Поёт, конечно же, о любви. Об этом кричат названия её альбомов: «Доверяй только своему сердцу», «Когда я смотрю в твои глаза», «Всё для тебя», «Любовные сценки», «Как выглядит любовь». Её преимущество не техника, а эмоциональный посыл, то, что американцы называют «своё отношение», «особый подход». Внутренняя сила и энергетика делают её голос значительным даже в незначительных местах.
 
Искренность – божество Дайаны, её творческий культ и исполнительское кредо. «Джаз, - говорит она, – это музыка моего сердца, которая позволяет мне выразить себя. Я всегда стараюсь работать лучше и быть искренней». Образцом безупречной игры для неё был Нэт «Кинг» Коул: она хотела научиться играть так, как он, - сидя вполоборота к фортепиано, лицом к публике, не упрощая при этом технику исполнения. Это помогает ей создать на концертах особенную близость между собой и зрителем: «Чтобы каждый чувствовал песню как выражение своих собственных чувств и мыслей, а вовсе не моих», - объясняет прекрасная канадка.  
 
Такую внешность, как у Дайаны, обычно называют «мечтой продюсера». Натуральная блондинка с зелёными глазами, она на самом деле похожа на принцессу Севера: её манера держаться отличается спокойным достоинством, она приятна и проста в общении, но это аристократическая простота и демократичность «голубой крови». «Каково быть звездой?.. - смеётся певица. - На гастролях я занимаюсь всё тем же: выходя из отеля, ищу, где мне выпить чашку чая, поселяясь в гостиницу, пытаюсь получить номер, который не провонялся насквозь сигаретным дымом... Что действительно имеет смысл во всём этом - так это возможность пригласить Джеффа Хэмилтона или Джона Клейтона, когда они мне нужны, работать с лучшими профессионалами, учиться у них».
Принцесса, надо сказать, довольно долго ждала своего принца. В тридцать девять Дайана вышла замуж за сорокадевятилетнего Элвиса Костелло, известного британского рок-музыканта, автора самой изысканной лирики в поп-роке. Для Дайаны это первый брак, для Элвиса – уже третий. Свадебная церемония состоялась в 2003 году в поместье их общего друга сэра Элтона Джона, недалеко от Лондона. А два года назад в Нью-Йорке появились на свет их первенцы-близнецы - двое мальчиков.
 
У Дайаны и Элвиса настоящий партнёрский брак. Муж Дайаны начинал свою карьеру в семидесятых с лондонских пивных, его называли «первым поэтом панк-рока». За свою карьеру он успел попробовать себя в поп-жанрах, кантри, блюзе и даже в сочинении балета. «Мой лучший друг - Элвис Костелло», - представляла она его на концертах. Они выступали не только вдвоём, но и со многими известными исполнителями, в частности, Элтоном Джоном. Некоторые критики считают, что союз с Элвисом дал творчеству Дайаны новый импульс. Элвис помог ей записать один из лучших альбомов.
В этом году Дайана выпустила альбом «Тихие ночи» - смесь боса-новы и джаза, который и представляет в первом после двух лет затишья мировом турне. Её концерты состоятся 28 ноября в Питере в Театре Консерватории, 30 ноября в Москве в Концертном зале имени Чайковского.
 
Фонд «Музыкальный Олимп» привозит Дайану в Россию уже во второй раз. «Она уникальна: белой девушке из Канады, с её прохладной чистотой и утончённостью, Дайане Кролл удалось достичь феноменального успеха и невероятных высот в джазе, где царили афроамериканцы и латинос, - говорит президент фонда, продюсер Ирина Никитина. – При этом ни сама Дайана, ни её менеджмент не ставят коммерцию во главу угла. Им гораздо важнее, где проходит выступление, они отдают предпочтение залам филармоний или оперных театров. Дайана Кролл возвращает джаз из клубов и пивных на серьёзную сцену».