16 сентября 2010

«Бах мой Бог»

Издание: Санкт-Петербургские Ведомости
Дата: 16.09.2010
Автор: Владимир Дудин

Андраш Шифф завтра дает концерт в Большом зале

Знаменитого пианиста Андраша Шиффа в Москве и Петербурге очень ждали в прошлом сезоне, но его визит в Россию не состоялся из-за капризов исландского вулкана. Но обещание выступить было дано, вулкан, к счастью, притих, и Шифф наконец выступит, правда, только в Петербурге. Знаменитый исполнитель давно не живет в Венгрии, чередуя жизнь во Флоренции и в Лондоне. В России о Шиффе знают со времен его победы на конкурсе Чайковского в 1974 году. В программе долгожданного сольного концерта в Большом зале Филармонии 17 сентября – «Детские сцены» и Соната фа-диез минор Роберта Шумана (в год 200-летия со дня рождения композитора) и Прелюдии и фуги I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Накануне концерта с Андрашем ШИФФОМ беседовал музыковед Владимир ДУДИН.

– По какому принципу вы составляете программы своих сольных концертов?
– В них должен сочетаться и музыкальный, и культурный смысл, потому что концерт – не пустое развлечение. Конечно, публика хочет насладиться музыкой, но она должна получить и образовательный опыт.


– Вашу исполнительскую манеру характеризуют особая легкость и прозрачность. Вам было очень трудно этого добиться?
– Ясность и прозрачность пришли в мою игру благодаря преклонению перед творчеством И.-С. Баха, чью клавирную музыку я исполняю без педали. Бах – мой любимый композитор, которого я называю отцом музыки, он мой Бог. Мастерство его композиции, полифонии и контрапункта уникальны и всегда связаны с высочайшей духовностью без намека на самомнение.


– Вы выступаете с оперными певцами, выпустили несколько дисков с Чечилией Бартоли. Какой опыт получаете от работы с вокалистами?
– Пианистам очень важно работать с хорошими певцами. Инструменталисты в отличие от вокалистов редко знают, как дышать в музыке. Вокальная музыка дает ни с чем не сравнимый опыт, благодаря взаимодействию музыки и поэзии.


– Как вы относитесь к звукозаписи?
– Я научился получать удовольствие и от студийных записей, но больше люблю запись с живых концертов. Это, безусловно, способствует рекламе, но этим нельзя злоупотреблять. Что касается финансовой прибыли, то сегодня индустрия звукозаписи находится в глубоком кризисе: продажи падают, а пиратские диски и свободная загрузка из Интернета усугубляют этот процесс. Но в любом случае никогда не стоит заниматься музыкой ради денег, потому что это само по себе отвратительно. В конце концов речь идет всего лишь о звуковых документах, не больше и не меньше.


– Как вы выстраиваете график своей жизни?
– Моя жизнь в музыке очень насыщенная: сольные концерты, камерная музыка, дирижирование, педагогическая деятельность, чтение лекций, написание статей. Единственное, что я пропустил в этом списке, – сочинение музыки, к чему у меня, к сожалению, нет таланта. Я даю 90 – 100 концертов в год, а это слишком много.


– Что вам известно о музыкальной жизни в России?
– Вряд ли я дам вам исчерпывающий ответ. Мой опыт, полученный в Советском Союзе много лет назад на конкурсе Чайковского, был незабываем. В подобной атмосфере, которой наслаждался, я оказался и два года назад, когда выступал в Москве и Петербурге. Большой зал Филармонии в Петербурге восхитителен – это, возможно, один из самых прекрасных концертных залов в мире.


– Сегодня людей окружает поток разного рода информации. Как направить публику в сторону классической музыки?
– Развитие музыкальной жизни меняется не в лучшую сторону. Революция, которую совершили информационные технологии, полезна, но очень опасна. Молодежь тупо сидит целыми днями перед компьютером, становясь «телекоммуникабельной», утрачивая способность к общению в реальности. Но ведь Интернет не может заменить живую музыку, музеи, хорошие книги. Интернет – всего лишь источник информации, а не замена реальности. Большинство людей, среди которых я имею в виду и слушателей, и критиков, перестали понимать, что такое хорошо, посредственно и плохо. Существует много откровенно плохих артистов, поддерживаемых могучим механизмом рекламных кампаний, и немало публики следует за ними.


– Может ли слушатель без специального музыкального образования научиться понимать музыку?
– Думаю, что может. Для такого слушателя хорошую роль могут сыграть лекции о музыке. Но мне кажется, что в России проблема необразованного слушателя стоит не так остро, как в Западной Европе и США.


– Публику перед началом концерта часто просят не хлопать между частями. Как вы относитесь к неожиданным аплодисментам? Вас это раздражает или, напротив, вы радуетесь, думая о том, «какая отзывчивая сегодня публика!»?
– Я не вижу в этом ничего страшного. Похожая ситуация была, например, в эпоху Моцарта. Во время первого исполнения его Концерта ми-бемоль мажор публика так долго аплодировала после медленной части, что композитор был вынужден сыграть ее на бис.


– А как вы реагируете на звонки мобильников?
– Я привык к ним и стараюсь сконцентрироваться на музыке даже больше, чем прежде.


– Как вы отдыхаете?
– В прошлом году я на шесть месяцев взял творческий отпуск, и это было чудесно. Я учил, читал, размышлял, ездил в Индию и совершил еще много чего важного.