27 мая 2011

Эюб Кулиев: «Музыкальный Олимп» для меня сложный экзамен

НОВОСТИ-АЗЕРБАЙДЖАН
агентство международной информации
БАКУ, 27 мая

С 22 по 31 мая в Санкт-Петербурге проходит XVI Международный фестиваль «Музыкальный Олимп». Он примечателен, прежде всего, тем, что ежегодно собирает молодых талантливых музыкантов – победителей последних международных конкурсов. Таким образом ценители музыки получают прекрасную возможность услышать избранных исполнителей – будущее мировой музыкальной элиты. А, что не менее важно, представители мировых музыкальных агентств, менеджеры, импрессарио, музыкальные критики, которые съезжаются на фестиваль, могут познакомиться в рамках одного события с ведущими молодыми исполнителями планеты и тут же вступить с ними в непосредственный контакт. Таким образом, «Олимп» не только «парад победителей», но и своеобразная биржа молодых талантов.

На этой бирже Азербайджан уже не первый год представлен лауреатом международных конкурсов, дирижером Азербайджанского академического государственного театра оперы и балета Эйюбом Кулиевым. В рамках нынешнего фестиваля он выступит 27 мая в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича с Академическим симфоническим оркестром.
Накануне выступления Эйюб Кулиев дал интервью Айнур Гамидовой.
– Вы уже не первый год ездить на этот фестиваль – что называется, и себя показать, и на других посмотреть?
– Да, я уже в четвертый раз принимаю участие на Международном фестивале «Музыкальный Олимп». Этот факт для меня является важным, так как самые требовательные любители и ценители классической музыки уже назвали этот фестиваль «парадом победителей». Быть в числе избранных и лучших – это мечта любого молодого музыканта. Можно сказать, что «Олимп» претворил в жизнь мою мечту. Начиная с 2008 года, я имею честь быть одним из участников этого музыкального праздника.
Каждый концерт на этом фестивале открывает новую страницу в нашей жизни. Мы с интересом работаем над новыми и сложными произведениями, готовим интересный и разнообразный репертуар… Но важнее всего то, что каждый участник, из разных стран мира, привносит что-то новое. Это помогает нам еще глубже проникнуть в суть исполняемой музыки. Поэтому каждый концерт фестиваля – знаковое событие. Это настоящий праздник музыки.
– Что дало лично вам участие в фестивале? Новые контракты, к примеру?
– Да, вы правы, это также является неформальным музыкальным соревнованием между лауреатами престижных музыкальных конкурсов – каждый участник фестиваля, приезжая в Петербург, знает, что через день или два на другой сцене будут выступать победители других значимых конкурсов. Это можно назвать конкурсом между конкурсами!
По традиции фестиваля все участники получают возможность играть с лучшими музыкальными коллективами России, на лучших сценах Санкт-Петербурга. Самые яркие и незаурядные таланты - инструменталисты, вокалисты и дирижеры – выступая на одной сцене, еще раз доказывают свой творческий потенциал и право быть в числе лучших.
На каждом концерте любители музыки открывают новые имена, которые после фестиваля становятся героями «Музыкального Олимпа». Ни одно яркое выступления не остается без внимания. Несколько лет тому назад по инициативе президента фонда «Музыкальный Олимп» Ирины Никитиной был учрежден «Приз зрительских симпатий». В 2009 году мне выпала честь его завоевать. После вручения этой награды я получил новое приглашение от фонда «Музыкальный Олимп». Другая моя мечта стала реальностью – концерт в Нью-Йорке, в одном из самых престижных залов мира – в «Карнеги холле». Сам великий Петр Ильич Чайковский дирижировал на открытии этого зала в 1891 году. Мне посчастливилось быть одним из «Шести восходящих звезд» – именно так назывался концерт-презентация «Музыкального Олимпа» в Нью-Йорке.
Сейчас с радостью можно отметить, что география таких концертов после фестиваля с огромной скоростью расширяется по всему миру, по всем континентам. Лучшие участники фестиваля выступают в залах Берлина, Цюриха, Лондона, Сингапура, Москвы. Я очень надеюсь, что другая моя мечта скоро сбудется, и мы сможем услышать героев «Олимпа» в моей родной стране – в Азербайджане.
– Вы – единственный азербайджанец, принимающий участие в этом фестивале?
– Фонд «Музыкальный Олимп» поддерживает талантливых молодых музыкантов из разных стран. Особенно приятно знать, что представители моей страны также являются частыми гостями этого фестиваля. Хотел бы отметить успешное выступление Динары Алиевой на этом фестивале в 2007 году и в презентации фонда в Нью-Йорке.
– Тяжело выступать в окружении одних только победителей?
– Каждый концерт в рамках фестиваля «Музыкальный Олимп» для меня большое испытание и сложный экзамен. Сроки, отведенные для репетиций, очень сжатые. Также программы фестиваля всегда обновляются интересными произведениями, которые ставят перед исполнителями новые задачи. Особо хотел бы отметить первое исполнение новых произведения молодых, но уже выдающихся композиторов Мигеля Тарончера (Испания) и Ын-Хва Чо (Корея) в Санкт-Петербурге.
Именно благодаря фестивалю «Музыкальный Олимп» зрители открыли удивительно интересный мир нового поколения композиторов. Я очень рад, что имел возможность дирижировать премьерами этих произведений в Петербурге. Этот факт еще раз доказывает, что фестиваль каждый год находит новые и яркие идеи, постоянно наблюдает за разными течениями в музыки и, более того, непосредственно принимает участие в процессе выявления передовых творческих личностей.
 
Комментирует президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина:
– Молодые музыканты обязательно должны иметь хорошие концерты в фантастических концертных залах. Т.е. для хорошей карьеры нужны престижные, интересные фестивали, выступить на которых – значит показать, свое соответствие высочайшему уровню.
Я имею в виду, например, Зальцбургский фестиваль, концерты в Карнеги-холл (Нью-Йорк), в Берлинской филармонии. Такие фестивали – это все равно, что Эрмитаж среди других музеев. Мы же не будем сравнивать его и какой-нибудь краевой музей, который может быть даже очень хорошим, но  не иметь того значения.
Для того, чтобы выступать на главных площадках с хорошими оркестрами, музыканту нужно быть и талантливым и везучим. Ему очень поможет, если он станет участником нашего фестиваля. Видимо у нас легкая рука, потому что у очень многих людей, которые выступали у нас на фестивале, судьба сложилась замечательно.
– Как «бирже молодых талантов», «Музыкальному Олимпу», очевидно, уже есть чем гордиться? Можете назвать имена, которые открылись критикам, агентам именно после участия в этом фестивале?
– Например, Николай Цнайдер, датский скрипач. Я пригласила его выступить еще совсем молодого, в 18 лет. А сейчас у него частые концерты на тех мировых площадках, про которые я говорила, например, в Карнеги-холле. Марина Поплавская, сопрано. Туган Сохиев, замечательный дирижер. Саяка Седзи, японская скрипачка. Когда что-то делается с любовью и вниманием, это сочетание всегда дает хороший результат.
– Какова сегодня география фестиваля?
– Я считаю, что мы очень правильно обозначили площадки, на которых проходят концерты фестиваля: это Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинская филармония в Германии, концертный зал Эспланады в Сингапуре. В декабре планируем провести концерт в Тбилиси. А в будущем – в Шанхае и Пекине.
В мире существует некий страх перед незнакомыми именами. Люди не хотят идти на концерты тех, кого не знают. Это уже клише. А как тогда выступать молодым? Доминго, например, тоже не родился великим Доминго, ему также приходилось выступать там, где его никто не знал. Поэтому я считаю, что чем шире мы сделаем географию фестиваля, чем больше людей познакомим с нашим проектом, тем легче будет мировым артистам найти себя и почувствовать себя востребованными.
– Интересно узнать ваше мнение о нашем соотечественнике, Эйюбе Кулиеве.
– После такого большого количества премий, которые он выиграл, а в этом году Кулиев завоевал серьезнейшую премию – Приз Джузеппе Синополи, ему доверили Большой зал филармонии. И не случайно Я его очень люблю. Он яркий, тонкий и теплый дирижер, у него оркестр звучит мягко – это интересное сочетание. А ведь Кулиев очень молод. Эйюб – наша большая надежда, и я желаю ему успеха и плодотворной творческой судьбы.